Николай Валуев: Похоже, футболистам все надоело

УДАР ПЕРВЫЙ: «БЛЕСКА В ГЛАЗАХ НЕ УВИДЕЛ»
Матчи чемпионата мира Николай Валуев смотрит по телевизору, в Бразилию не собирается.
– У меня в России работы много, – уточняет депутат таким тоном, что за вопрос о «выезде» за сборную становится стыдно. – Оба матча, кстати, видел. Особенно концентрировал внимание на первом тайме игры с Кореей и концовке с Бельгией.
– Это же самые скучные и грустные эпизоды. Не повезло.
– Именно. Ожидал другой игры, не сказать, что получил удовольствие. Впрочем, любой из нас требователен и всегда надеется на большее.
– Что не понравилось?
– Я не очень горазд сыпать футбольными терминами, рассказывать о тактике, объяснять, почему тренер выпустил того или иного игрока. Фамилии называть вообще не хочу. Во-первых, не увидел лидера. Во-вторых, по мне так в этой команде все примерно равны в одном и главном: экспрессии нет. Чтобы понятнее: не виден блеск в глазах.
– У вас были бои, когда не горели глаза?
– Нет... – коротко отвечает Валуев и берет паузу, будто вспоминает: может, было? Но через секунд десять недовольно продолжает: – Что вы этим вопросом вообще хотели сказать?
– Странно слышать, что у профессионалов нет желания. Да еще и на чемпионате мира. Почему так происходит?
– Либо футболистам все надоело, либо нет стимула. Что в принципе одно и то же. Еще усталость может сказываться, но я не думаю, что в России самый длинный сезон.
– Стимул вроде есть. Премиальные обещаны не за матчи, а за итоговый результат.
– Думаете, эти премиальные что-то изменят в мотивации? У ребят и так с зарплатами все в порядке.
УДАР ВТОРОЙ: «ЗАРПЛАТА КАПЕЛЛО – НЕНОРМАЛЬНАЯ»
– Кстати, о зарплатах. После поражения все критикуют Фабио Капелло и РФС, подписавший столь длительный контракт с итальянцем.
– А что там у него?
– Восемь миллионов евро в год до 2018 года. Тренера Коста-Рики, которая вышла в плей-офф из группы с Англией, Уругваем и Италией, на эти деньги можно было бы содержать 25 лет.
– Ну так подобный перекос сплошь и рядом происходит, – Валуев вздыхает и безнадежно повторяет: – Сплошь и рядом.
– То есть все нормально – наша реальность. Так и должно быть?
– Хорошего в этом ничего не вижу. Даже больше – это не очень нормально. Да, есть такая русская надбавка. Но она не должна превышать в разы среднюю цену на мировом рынке. Или мы с вами очень богаты? Или у нас самая футбольная страна, чтобы столько лет платить иностранным игрокам и тренерам такие деньги? Не хочу смотреть в чужие карманы, но мне лично неприятно, что мы интересуем иностранцев только своими кошельками. Ведь тот же Капелло без такого контракта работать с российскими футболистами не поехал бы. Ему это не так интересно.
– И мы сделали предложение, от которого он не мог отказаться…
– Причем ладно, если бы дали ему небольшую фиксированную сумму и бонус за выполнение цели. Нет! Свое он уже получит, каким бы ни был результат. А в случае расторжения что?
– Неустойка.
– Про это я и говорю. Ответственности за результат нет. Полный карт-бланш.
– Но тогда придется назначать в сборную отечественного тренера, а футболистам ведь нравятся иностранцы.
– А вот я только за своих специалистов. Мне, повторюсь, сложно проводить глубинный анализ, но того, что знаю, достаточно для вывода: лидирующие европейские лиги и сборные так сильно отличаются от российских не из-за плохих русских тренеров и даже не из-за денег. Мы просто не футбольная страна.
– Так почему наш бизнес столько тратит на футбол?
– Потому что футбол есть на телевидении и в других СМИ. Пиарили бы так любой другой вид спорта – деньги бы перешли туда.
УДАР ТРЕТИЙ: «ДРУГИХ ИГРОКОВ У НАС НЕТ»
– Вы сказали, что Россия – не самая футбольная страна.
– Атмосфера, в которой живут футболисты, – не та. Наша держава, она все-таки северная. А футбол – пришлый вид спорта. В свое время, когда в Россию пришел хоккей с шайбой, страна уже играла в хоккей с мячом. Так что переход был не настолько болезненным. Мы лидеры в этих видах до сих пор. А футбол?! Чем живем? Редкими успехами советских лет? Этого мало.
– Как исправить ситуацию?
– Это почти невозможно. Все идет от детей, от дворового спорта. А у нас на улицах что? Треть года – дождь, треть года – снег, и пару месяцев что-то похожее на лето, когда дети могут нормально играть. Почему мы вдруг должны выигрывать чемпионаты мира? Другой пример – мини-футбол, где успехи посерьезнее. Просто ребята занимаются в залах.
– Но ведь нынешняя мини-футбольная команда наполовину бразильская...
– Были успехи и до легионеров, когда играл Константин Еременко, другие футболисты.
– Кстати, может, именно легионеры помогут нам выигрывать большие турниры?
– Это абсолютно тупиковый путь, заостренный исключительно на достижение результата. С одной стороны, это дешево и просто, особенно когда у тебя большие деньги. С другой – за яркой обложкой в нашем футболе ничего не останется – перспективы для детишек не будет. Да и болельщики все-таки за то, чтобы играли свои Петровы и Васечкины. Так что давайте что есть силы переживать за своих. Верю, что ребята воспрянут и в последнем матче с Алжиром будут биться до конца. И неважно, как они играли в первых матчах, – страна должна болеть за своих футболистов. Других или лучше у нас нет.
Дмитрий Радченко: Сборная России физически подсела на последних минутах
Александр Гордон: Если бы мы обыграли Бельгию, то имели хорошие шансы на победу над немцами





