Как вы так живете, немцы?

«ГЕРТА» – «ВЕРДЕР» – 2:2. Наш корреспондент побывал на матче первого тура, увидел открытие сезона бундеслиги в Берлине. И проникся духом немецкого футбола, поняв, почему сборная Германии выиграла чемпионат мира.
ФУТБОЛ В СПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
К «Герте» надо ехать на велосипеде.
Нет-нет, вы можете взять такси до «Олимпиаштадиона». Еще туда ходят метро, наземные поезда и даже трамваи. Новые, не дребезжащие, немцы обкладывают рельсы резиной.
Но только на велосипеде вы увидите Берлин.
Мимо Александрплац и красавицы-телевышки в 365 метров, по тонущему в липах бульвару Унтер-ден-Линден. Через Бранденбургские ворота, где негритенок с саксофоном приплясывает под Армстронга, а туристы бросают ему медяки в цилиндр. По улице 17 июня, вдоль советских танков и мемориала, до колонны Победы на площади Большая звезда.
Уже за триумфальной аркой, после блошиного рынка, начинаются спальные районы с размеренной жизнью. И там ты начинаешь встречать первых болельщиков в бело-голубых шарфах. Ехать нужно в пологую горку, на малой скорости видишь людей, отдыхающих в пивных и кабаках. Фанаты «Герты» и «Вердера» за одним столом. Никто не забивает стрелки, не точит ножи.
От берлинской МКАД не так далеко, поворот направо – и вот он, олимпийский стадион.
Всего-то 15 км в пути.
ИППОДРОМ ЗА УГЛОМ
Как описать эту арену одним словом? «Лужники».
Громадный стадион с крышей. Футбольное поле окружено беговыми дорожками – каждый год там проходит один из этапов Золотой лиги ИААФ. В 2009 году случился чемпионат мира по легкой атлетике – за четыре года до Москвы.
Свою реконструкцию стадион пережил в 2004 году, когда в проект было вложено 247 миллионов евро – под чемпионат мира по футболу. А вообще в 1936 году на этой арене фюрер под музыку Вагнера открывал Олимпиаду перед стотысячной толпой. И там темнокожий Джесси Оуэнс из штата Алабама завоевал четыре золота в беге и прыжках, опровергнув миф о превосходстве арийской расы.
В память о былых временах слева за входом стоит потрескавшийся колокол с чеканным немецким орлом, сжимающим в когтях олимпийские кольца. А рядом – палатка, где бабушка-азиатка продает бублики по три пятьдесят. Все просто, без пафоса.
В парке не только гигантский стадион (на матч «Герты» могут прийти 74 064 зрителя). За углом, на ипподроме «Грюнвальд» проходят скачки. Доносится запах лошадей. Слышно, как они похрустывают овсом. Вспомнилось, что у нас лет десять назад в честь футболиста Смертина назвали жеребца. И как владелец «Спартака» Леонид Федун любил приходить на московский ипподром. Вот бы при арене «Открытие» построить что-то для скачек. Хотя это больше для нового стадиона ЦСКА.
Аккредитации от «Герты» пришлось добиваться несколько дней. Год назад в «Барселоне» ее выдали моментально, со свистом. Но там и ложа прессы – огромная гондола на тысячи репортеров. Ловкая испанка жонглировала карточками с фото, даже не проверяя паспорт. На первый матч Неймара, плюнув на чемпионат по вод-ным видам спорта, пошла вся мировая пресса.
Здесь же фрау Груберт тянула до последнего дня, но все же прислала подтверждение: «Приезжайте на паркинг P05, там дадут пропуск».
Не обманула пресс-атташе «Герты». Стояла маршрутка с полуоткрытой дверью. Сидел мужичок. Так в Москве оформляют медполисы рядом с посольствами, когда идешь за визой. Мне протянули конверт. Внутри была аккредитация, браслет на руку (по нему кормят в пресс-центре), пропуск на паркинг, схема стадиона и куча всякой информации. Даже то, что здесь пройдет финал Лиги чемпионов-2015. Ну, «Лужники» его уже видели.
– Где велосипед припарковать? – спросил я у мужичка.
– Да здесь бросай. Никто не тронет.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ – КАК ХОРОШИЙ СУДЬЯ
Внушительная толпа собралась возле касс, где еще продавались билеты за 19 евро на верхний ярус. В основном это были фанаты «Вердера» в зеленом, отмахавшие 400 км из Бремена на «Мерседесах» и «Ауди».
Многие просто сидели на траве или асфальте, дули пиво. Не из стаканчиков, а каких-то пластиковых кувшинов, куда входит по литру. После матча бережливые немцы собирали груду такой посуды и несли сдавать в палатку. За это неплохо платили.
На стадион начали пускать за полтора часа до матча. Десятка три билетеров в оранжевых жилетах возле турникетов общупывали избранных. А многих болельщиков не трогали вообще. Нужно было приложить билет штрих-кодом и просто идти.
Полиция возле стадиона была, я заметил в боковой аллее с десяток припаркованных машин, даже автозаки. Но как-то полицейские не бросались в глаза. Умели быть незаметными, как хороший судья, не портили впечатления от игры. При входе стояли корзины, как в супермаркете, и сознательные немцы сами бросали туда бутылки с жидкостью, стеклянные мерзавчики от шнапса. Это проносить нельзя.
Недавно форвард ЦСКА Александр Радулов рассказывал мне, как ходил на немецкий футбол: «Матч «Бавария» – «Реал». «Альянц-Арена» на 70 тысяч зрителей. Я приезжаю за 15 минут до начала игры. Иду со всей толпой. Проводишь электронным билетом, дверка открывается. Охранники видят, что пакетов в руках нет – не трогают. Никакого беспредела».
Это правда. Я думал, подерется хоть кто-нибудь. Попихаются пивными животами. Но люди просто идут на футбол. А собралось, между прочим, 60 тысяч болельщиков. Все-таки сезон открывала «Герта» – единственная команда бундеслиги из Берлина.
ШИБЕР – «ВЕРДЕР» – 2:2
В прошлом сезоне «Герта» и «Вердер» завершили сезон рядом, на 11-м и 12‑м местах. Одержали по домашней победе, встречаясь друг с другом. Потеряли лидеров в межсезонье – Адриана Рамоса (ушел в «Боруссию») и Аарона Ханта (в «Вольфсбург»).
Поначалу игра была равна. Но вот хозяева завладели инициативой, начали поддушивать «бременских музыкантов», разрывая их оборону короткими пасами и точными навесами.
Так был забит первый гол, когда после прорыва по левому флангу точно положили мяч на голову Юлиану Шиберу. В июле он перешел из «Боруссии», подписав контракт на четыре года.
«Ну, наконец-то. Может, в Берлине заиграет. В Дортмунде он напоминал Смолова», – говорили фанаты о новичке.
«Тупо обменялись: Рамос – Шибер».
«Шанс для Юлиана открыть свой талант. За счет «физики» он способен замыкать многие атаки. Жаль, не использовал свой шанс в «Боруссии». Хотя, когда Клопп в концовках выпускал Шибера, становилось ясно, что команда больше не забьет».
И тут – бац, Юлиан Шибер точно играет головой. Не спас даже прыжок Вольфа. А сразу после перерыва заколачивает еще один гол.
«Герта» играет вдохновенно. Фанатский сектор бело-голубых раскинулся на пол-стадиона. Люди пляшут и поют, праздник на душе.
Но тут «Вердер» взрывается, забивая два гола за две минуты. Первый мяч, который добил Лукимья, вообще случился после навеса, как у Андрея Шевченко в «Лужниках» в знаменитом матче против России (1:1).
Поразительная картина! Бело-голубые резко кончили плясать, и тут взорвался зеленый сектор «Вердера». «Вперед, парни!» – заорали фанаты.
Бременцы вполне могли одержать победу. Как и «Герта», у которой в концовке отменили гол.
А ГДЕ ПЕТАРДЫ?
Почему немцы – чемпионы мира? Почему так хороша бундеслига? Вот если даже судить по игре двух середнячков.
Круче немецкого футбола может быть только канадский хоккей. Как и в Англии, все носятся по полю, бьются. Несколько раз игроки падали на газон. Но не из-за симуляции, а потому что им реально едва не оторвали ногу. Самоотдача высокая.
Культура болельщиков. Может, я плохо смотрел, но не увидел взрывов петард, не услышал матерных кричалок. Только пляски и песни. Хотя народ так накачался пивом, что пошатывался в очередях в туалет.
Показ футбола очень хороший. Комфортный стадион. Даже беговые дорожки не мешают видеть игру. Каждый гол и острый момент повторяют на табло. Помню, после Олимпиады в Лондоне приходил в Черкизово на матч «Локомотива» с «Динамо» вместе с пловцом Евгением Коротышкиным, ставшим «вторым после бога» – он взял серебро в заплыве на 100 м баттерфляем, где победил Майкл Фелпс. Так вот, было забито пять мячей. Ни один не показали на табло. «Это запрещено регламентом». А кто о зрителях подумал? Вот мы с Жекой заболтались – и что теперь делать?
«Всех поклонников – с открытием лучшего футбольного чемпионата! Ура, наконец-то бундеслига!» – восклицали фанаты в России. Понять их можно. Праздник у людей.
МЕТРО НЕ ЗАКРЫЛИ
Снова слово Радулову: «Я прихожу в Химки. Потом оттуда выезжать минут сорок. Уходить нужно за пять минут до финального свистка, чтобы не попасть в толпу. Но ведь ты приходишь смотреть футбол. И убегаешь при счете 1:0, думая, что больше никто ничего не забьет. У меня такая ситуация была. «Динамо» вело в счете. Я ушел на 85‑й минуте, в итоге динамовцы проиграли 1:2. Тупо два гола не видел. Мог бы в принципе вообще дома остаться. А в Мюнхене после матча через 300 метров тебя встречают такси. Быстро сел и уехал. Никакой пробки».
Я специально остался посмотреть, как эти 60 тысяч болельщиков разойдутся после матча. И вы знаете, никто не держал фанатов «Вердера» в их секторе целый час. Никто не закрывал метро «Олимпиаштадион», чтобы не возникало давки, – «пиликайте лучше до следующей станции». Нет, ничего такого.
Народ как-то спокойно, не пихаясь локтями, вышел на улицу и побрел по домам. Пробка из машин – да, была. Там узкий выезд в одну полосу. Но никакой давки. А многие люди отправились в соседние кабачки или к палаткам – дальше пить пиво. Фанаты «Герты» и «Вердера», все вместе.
Через час я пришел на пустую парковку. Там стоял только мой велосипед. Никто его не свистнул. Я даже удивился. Не надо думать о людях плохо, но все-таки 60 тысяч человек мимо идут. Как вы так живете, немцы?
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
«Любой клуб бундеслиги может победить кого угодно»
После матча я пообщался с репортером-ветераном из журнала «Kicker» Гансом-Гюнтером КЛЕММОМ. Было интересно, что немцы думают о российском футболе.
В микст-зону нужно идти, спустившись в подвал «Олимпиа-штадиона», серыми бетонными коридорами, как в бункере Гитлера. Потом попадаешь на кромку изумрудного поля. Именно сюда ушел Зидан, боднув в грудь Матерацци в финале ЧМ-2006. Телекартинка, как понуривший голову Зизу бредет в раздевалку мимо золотого Кубка мира, так и стоит перед глазами.
Я специально заглянул в микст-зону, чтобы посмотреть, как упустившие победу футболисты «Герты» пройдут мимо прессы с яблоком во рту, мобильником у уха или перлом «У меня пирожок».
Ничего подобного. Почти все игроки «Герты» и «Вердера» собрались в микст-зоне и сознательно давали интервью. С одной стороны – места для камер, и каждый футболист ставился в специальный загон. С другой – журналисты у заборчика высовывали диктофоны.
Внушительная группа азиатов окружила японского опорника Хадзиме Хосогаи, которого пригласили в «Герту» в мае за миллион евро.
Хосогаи говорил минут десять, пока его не отпустили. Из шорт торчала засунутая зеленая футболка – обменялся с кем-то из «Вердера». А я разглядывал щиток японца из-под приспущенных гетр. На рисунке самурай гарцевал на черном коне. Похоже на Георгия Победоносца, не хватало копья и извивающегося змея.
– Вообще я живу в Лондоне, а сюда прибыл специально, чтобы посмотреть на дебют нашего парня, – объяснил мне японский коллега. – Россия? Знаю, у вас еще Хонда играл за ЦСКА. Я прилетал к вам на матч Лиги чемпионов. Видел, что Кейсуке сильно тосковал. Он слегка сдал в вашей лиге. Что сразу бросается в глаза в России? Скорости. У вас очень медленный футбол.
– Поговори с этим седым дядькой из «Kicker», умный мужик, – посоветовали мне немцы. Вот я и разговорился с Гансом-Гюнтером Клеммом по пути на пресс-конференцию.
– Почему у вас все футболисты общаются в микст-зоне? Это записано у них в контрактах, иначе – штраф?
– Нет. Спортсмен может отказаться, если нет желания. Но здесь все понимают, что интервью – это пиар. Раскрутка клуба, чтобы еще больше фанатов пришло на стадион. Нужно ведь как-то деньги зарабатывать.
– У вас девушек-болельщиц не обыскивают до трусов?
– Они мечтали бы об этом. Если какой-нибудь охранник полезет к ним в трусы, то можно подать в суд. Легко выигрываешь дело, получаешь хорошие деньги за моральный ущерб.
– Почему бундеслига сильнее, чем российская премьер-лига?
– У вас только три-четыре клуба бьются за чемпионство. Огромная разница с середняками в деньгах, классе, подборе игроков. А в Германии любой клуб может победить кого угодно. Все непредсказуемо. Особняком стоит «Бавария», но и она проигрывает. Рубка такая, что захватывает дух. Да сами посмотрите, как «Вердер» за две минуты спас матч.
– В российском спорте крутятся огромные деньги. Как вы посоветуете их грамотнее использовать? Мы же знаем, какую революцию совершили немцы в футболе.
– Вы легко можете купить Халка и Витселя, потратив 100 миллионов евро. Однако мне больше нравится, что делал Гус Хиддинк в «Анжи». Там тратили кучу денег на звезд. Но и думали строить футбольную академию, вкладывались в перспективную молодежь.
– Может, урезать лимит на иностранцев?
– Едва ли это хороший ход. Но в Германии принято: если берешь легионера, он должен быть в три раза сильнее немецких игроков. В ином случае делают ставку на своих. Мы не боимся доверять молодым ребятам, если понимаем, что за ними – будущее.
– Вам нравится, как Фабио Капелло работает со сборной России?
– Я видел только один ваш матч на чемпионате мира – против Бельгии. Это была равная игра. Капелло хорошо помню еще по тем временам, когда он тренировал «Милан» и бился с немецкими клубами в еврокубках. Он себе не изменяет. Та же стратегия, которую многие считают скучной. Но ставка на оборону не так плоха. Хотя визитная карточка вашего футбола – победа над Голландией (3:1) в 2008 году, когда Россия здорово сыграла в атаке.
– Евросоюз вводит санкции против нашей страны из-за политических событий. Клуб «Шальке» не думает принципиально отказаться от финансовой помощи «Газпрома»?
– В Германии хотят зарабатывать сами. Но это нормально, когда у команды есть сильный спонсор. Не знаю, что там происходит у России с Украиной, разбирайтесь сами. Но на немецкий футбол это переноситься не должно.





