«Передайте Ловчеву, что я не бандит!»

Полузащитник «Ростова» и сборной Молдавии – один из самых жестких игроков российского чемпионата. В разговоре с корреспондентом «ССФ» он сказал, что не считает себя футбольным разбойником, не обижается на депутата Лебедева, и посоветовал всем пить молдавское вино.
«ДЗЮБА ВПЕЧАТЛИЛ БОЛЬШЕ ВСЕГО»
Беседу начинаем с воспоминаний о матче 12 октября – сборная Молдавии неожиданно сыграла вничью с Россией (1:1).
– Ничья – успех для молдаван. Что творилось в раздевалке вашей сборной после матча?
– У всех была эйфория, для нас этот результат – настоящий праздник. Все-таки не каждый день набираешь очки с командой, которая на хорошем счету в Европе. Мы и с Австрией могли удачно сыграть, но не повезло в концовке, пропустили гол. Наверное, в матче против России фортуна отдала нам долг.
– Вам не кажется, что была какая-то недооценка со стороны России?
– Перед игрой читал новости, многие говорили, что Россия разнесет Молдавию, забьет пять безответных мячей. Если честно, то подобное отношение немного разозлило. Наверное, не стоит так относиться к сопернику и наперед забрасывать нас шапками.
– Что успел изменить в команде новый главный тренер Александр Куртиян?
– Он сменил тактику, насытил защиту, провел много тактических занятий. Есть уверенность, что с Куртияном сборная Молдавии будет двигаться вперед. Александр Владимирович – начинающий специалист, работал в молодежной сборной. И как футболист он очень известен, один из лучших молдаван из всех, кто играл в 90‑е годы.
– Вы давно в России. Помогали тренерскому штабу? Может, про Дзюбу подробно рассказали?
– Куртиян живет в России, следит за чемпионатом. Как вы видите, он и без моей помощи разобрался.
– Кто из россиян вас впечатлил больше всего?
– Конечно, Дзюба. Он был заряжен на борьбу, постоянно напрягал наших защитников. А остальные провели средний матч. Я играл в центре поля, и там россияне ничего сверхъестественного не придумали. Или на фланг отдавали, или ближнему партнеру. Чего-то необычного не заметил.
– Артем сейчас популярен. Не было желания обменяться с ним футболками?
– Я хотел, мы даже договорились с ним, что в раздевалке он мне отдаст свою майку. Но как-то не срослось. Мы даже толком не пообщались, после матча россияне были очень расстроены и быстро ушли, а наша команда долго праздновала.

«В МОЛДАВИИ МНОГО СТРОИТЕЛЕЙ»
– После матча депутат Государственной думы России Игорь Лебедев написал в одной из социальных сетей следующее: «Такое ощущение, что игроки сборной Молдавии вчера были рабочими, строившими стадион, на котором играют. Родные стены помогают...». Вам не обидно?
– Почему я должен обижаться? Пускай господин депутат посмотрит на табло, мы достойно ответили на всякие едкие шуточки в свой адрес.
– В вашей стране правда много строителей?
– Да, это так. У нас трудолюбивый народ, есть очень хорошие мастера. Многие ездят на заработки в Россию.
– Получается, что если бы не футбол, то вы бы стали штукатуром или маляром?
– Почему бы и нет? Есть ребята, которым хорошо за это платят. Я бы, наверное, тоже справился.
– Кстати, как вам новый стадион «Спартака»?
– Когда вышел на предыгровую тренировку, то у меня от всего этого великолепия дыхание перехватило. Слышал, что все хвалят эту арену, но не мог себе представить, что все настолько круто. Кто построил – большой молодец. Думаю, это были молдаване (смеется).
– Вы лучший футболист Молдавии прошлого года. На вас как-то особенно рассчитывают дома?
– Мне кажется, что у себя на родине я все-таки на хорошем счету. В прошлом году за меня проголосовали практически все специалисты. Долго к этому шел и наконец-таки получил этот приз.
– Вы уже 10 лет играете в России. Что, на ваш взгляд, является самой большой проблемой российского футбола?
– Все беды начинаются в детском футболе. В стране куча денег, но не хватает хороших академий и даже простых площадок. Доходит до абсурда – я хочу выйти на улицу и попинать с сыном мяч, но не могу это сделать, так как негде. Или надо платить, или все занято.
– Александр Куртиян получает пятнадцать тысяч евро в год, а Фабио Капелло – почти десять миллионов. Это справедливо?
– Если бы игра сборной зависела от того, сколько получает тренер, то Россия была бы чемпионом. А если серьезно, то Капелло, наверное, такую зарплату заслужил. Не просто так ему такие большие деньги предложили.
– У вас есть российское гражданство. Вы болели за сборную России на чемпионате мира в Бразилии?
– Переживал. Знаете, я вообще хочу, чтобы про Россию в мире думали и говорили только хорошо. Но у ребят, как всегда, ничего не получилось. Каждый раз чего-то ждем, а ожидания болельщиков не оправдываются.
«ПОМНЮ ТРЕНИРОВКИ В «СПАРТАКЕ»
– В 2004 году вы попали в дубль «Спартака». Как это произошло?
– Президент одного из молдавских клубов сказал, что у меня есть возможность попробовать свои силы в «молодежке» красно-белых. Я согласился без раздумий. Понравился тренерскому штабу, и меня оставили еще на полгода. Но подписывать полноценный контракт не спешили. Зато появился вариант со «Спартаком» из Челябинска. В то время эта команда была фарм-клубом москвичей. Мне нужно было чаще появляться на поле, поэтому собрал вещи и уехал. Играли в первой лиге, заняли 9‑е место. Кстати, там я познакомился с Торбинским.
– Хоть какие-то хорошие воспоминания остались от спартаковских времен?
– Много раз тренировался с основным составом. Помню, как бегал на одном поле с Титовым и Аленичевым. Наверное, эти совместные тренировки повлияли на мое будущее. Все-таки они очень сильные игроки, у которых есть чему научиться.
– Потом в вашей судьбе появился «Рубин». Курбан Бердыев вас лично звал?
– В казанский клуб помог устроиться агент. Неделю был на просмотре и понравился Бердыеву.
– Он правда проводил многочасовые тактические занятия?
– Все как везде. Запомнилось, что у нас был очень сплоченный коллектив, а Бердыев любил, чтобы его слушали и не отвлекались. Именно в «Рубине» я понял, что на поле нельзя себя жалеть.
– Помните скандал, который разгорелся вокруг вашего гражданства?
– Конечно. Мы разгромили «Зенит», и питерцы заявили о том, что «Рубин» нарушил лимит на легионеров. Они даже не посмотрели на то, что у меня есть российское гражданство. Даже не испугался, так как знал, что у меня все в порядке с документами.
– Почему Бердыев сослал вас в дубль?
– Никто меня не ссылал. «Ростов» сделал предложение «Рубину», Курбан Бекиевич вызвал меня к себе и сказал, что если я хочу, то могу уйти. Сменил клуб, так как хотел играть, а не сидеть на скамейке.

«Я не грубый, а жесткий»
– Болельщики «Ростова» считают вас образцом мужественности.
– Слышал об этом. Так думают и в Молдавии.
– Откуда такая грубая манера игры?
– Не грубая, а жесткая. Все мои тренеры говорили, что я должен так играть, стараться отрабатывать в отборе, иначе мне будет тяжело в России. Каждый год много внимания уделяю физической подготовке, чтобы соответствовать необходимому уровню. Все-таки я не самый техничный футболист, нужно чем-то компенсировать свою корявость.
– Не считали, сколько вы травм игрокам нанесли?
– Даже не могу припомнить. Никого серьезно и специально не ломал. Играть стараюсь лицом в лицо. Сзади по ногам или исподтишка в жизни никого не ударю. Ну не способен я на такое – это не мой стиль.
– Свой рекорд по желтым карточкам за сезон знаете?
– Двенадцать или тринадцать. Но в последние годы стал исправляться.
– Обозреватель «Советского спорта» Евгений Ловчев считает, что вы бандит, который рубит людей на поле.
– Евгения Серафимовича знаю, постоянно читаю его реплики. Передайте ему, что я не бандит и даже не разбойник. Просто бьюсь за «Ростов», за город, который стал мне вторым домом, за свою семью. Мне не хочется, чтобы окружающие думали, что Гацкан получает свою зарплату просто так.
– Болельщики «Спартака» считают, что вы умышленно чуть не убили Мовсисяна прошлой осенью, когда «Ростов» играл против красно-белых в гостях.
– В том эпизоде вообще ничего не было! До Мовсисяна даже не дотрагивался. По телевизору момент выглядел эффектно, но на самом деле Юра подыграл.
– Дома вы тоже дерзкий?
– Нет, что вы! Я спокойный семьянин.
«МЕЧТА – ЗАКОНЧИТЬ КАРЬЕРУ В «РОСТОВЕ»
– В «Ростове» вы уже седьмой сезон. Настоящий долгожитель по нынешним временам.
– Наверное, тренерам и руководству нравится то, как я отношусь к делу. Поэтому со мной всегда продлевали контракт. Но нынешнее соглашение заканчивается в конце мая…
– …и новый контракт вам пока не предлагали?
– Пока тишина. В любом случае для меня приоритет – это «Ростов». Посмотрим, буду ли я нужен команде. Если честно, моя мечта – закончить карьеру в этом клубе. Это было бы идеально.
– Семью перевезли в Ростов-на-Дону?
– Да, старший сын недавно пошел в школу. А младшая в садик ходит. Все обычно, размеренная жизнь.
– После окончания карьеры вы бы хотели остаться в России?
– Много думаю про это, советовался с людьми, никак не могу принять решение. Но время у меня еще есть. Где будет работа, там и останусь.
ТРИ ВОПРОСА НЕ О ФУТБОЛЕ
– Какое вино лучше: молдавское или французское?
– Молдавское. Оно шикарное! Особенно крутое – домашнее. Не такое раскрученное, но пить его – одно удовольствие. Увы, в Ростове-на-Дону его сложно достать из-за запрета.
– Где дороги хуже: в России или Молдавии?
– Везде плохие.
– Много ли цыган в Молдавии?
– Достаточно. Но в России, кстати, их тоже хватает.





