«Ситуация с контрактом Капелло напоминает кормушку». Анатолий Бышовец в эфире «Ловчев онлайн»

Гостем авторской программы нашего обозревателя – «Ловчев онлайн» - стал российский тренер Анатолий Бышовец. Приводим самые интересные фрагменты беседы.
(О сборной)
Бышовец:
-- Радости нет. Это связано с тем, что мыв группе имеем только пять очков. Печальный опыт ЧМ-2014 прошел мимо тренеров и игроков. Не сделаны выводы. Мы не видим команду, которая строится. Без концепции и идеи. Прообраз ее расплывчатый, мы в официальных матчах видим разные команды. Мы не закрепили то, что было положительного в матче со Швецией. И есть главный вопрос – нет идеи, которая бы сплачивала игроков. С Австрией выпадали Файзулин, Широков и Шатов. В плане организации игры мы тоже имеем проблемы. Выход из обороны, сбалансированность игры отстает, игроки не раскрываются. Капелло работает третий год, игроки прошли определенные этапы подготовки, они знакомы с требованиями.
(О Капелло)
Бышовец:
-- Важно умение принимать решения, которые бы объединяли игроков вокруг философии, концепции. В 90-м году, когда я принял сборную, сделал ставку на молодежь. И начинать нам нужно было против бронзового призера ЧМ-90, выбор мы сделали в перспективу. Задача была – создать команду. И два исполкома, когда я приходил возглавлять сборную, ставили именно задачей создание команды на перспективу – сначала на ЧМ-94, а потом на ЧМ-2002. В 92-м мы шли с опережением графика, появилась большая группа игроков, и на Евро мы уступали по составу и голландцам, и немцам. Но была тактика, выстроена команда.
Сейчас развеян миф о Капелло как о тренере сборных команд. Мы сейчас все видим цель, но дорогу к ее достижению видят немногие. Может ли человек создать команду на ЧМ-2018, если он сказал, что в его распоряжении 65 человек, но только двое-трое подходят под мое понимание команды? Думаю, что не может. Речь идет о том, что когда мы обсуждаем вопросы денег, есть один простой момент – те, кто за то, чтобы он остался, представляют, что это такое. До ЧМ-2018 надо заплатить по 10 миллионов евро ежегодно. Это же петля! Исключительность сегодняшнего Капелло – только в зарплате. Он самый дорогой тренер сборной в мире. А мы должны увидеть прообраз ЧМ-2018. А мы сталкиваемся с ошибками в выборе тактики, состава. Он не признает ошибок, говорит, что мы проиграли, потому что было вне игры. Но тогда и не засчитали чистый мяч в наши ворота в игре с Австрией.
Ловчев:
-- Но сейчас ни у кого из тренеров нет времени. С 2012-го года только один тренер работает в том же клубе, который его и нанял. Нет стабильности. И говорить о создании новой команды не приходиться.
И сейчас, если говорить о тактике, то надо говорить не о выстроенной тактики, а о построении игры. Построение игры трусливое. И Капелло развеял миф о непогрешимости западных тренеров. Вот мы говорим о заменах. Замены Капелло не носят усиливающий или упреждающий характер.
(О прозвище – Светоч)
Бышовец:
-- Каждый из нас имеет свое восприятие футбола, и мы его пытаемся донести. К Светочу отношусь нормально. Когда анализируя футбол, доношу в определенной степени свое понимание футбола. Считаю, что если игрок не будет расти как личность, он не заиграет на высочайшем уровне. И здесь и литература, и религия – с тем, чтобы игрок стал разносторонним. Чем игрок больше знает, тем интереснее ему жить.
(О необходимости изучения языков)
Бышовец:
-- Когда приехал в Португалию, а «Маритиму» шел на последнем месте, я по ночам учил язык. И через три недели ситуация улучшилась. Смысл разговора с игроком очень важен, нужно донести именно нюансы. Ты должен быть готов воспользоваться шансом, ты должен до шанса дорасти. Играя, ты получаешь образование, готовишь к проблемам определенным в будущем. Мы сегодня говорим о том, что Кокорин может уехать за рубеж. А представляет ли он, каким он там должен быть? Капелло не представлял, какой должна быть команда на ЧМ. Игроки не представляли, в каком им состоянии надо было подойти к ЧМ? А когда сейчас говорят, мол, игроки хвалят тренера, обстановка хорошая, я хочу задать вопрос – а попробовали бы они не похвалить?!
(О возрасте)
Бышовец:
-- Когда иногда говорят, почему не тренирую, рассуждают о возрасте. Мол, 68 лет. Но почему тогда не говорят об Адвокате, Хиддинке и Капелло? Вот пример из истории. Суворов Александр Васильевич, который командовал армией, в возрасте под 70 лет сделал переход через Альпы, убедил армию вступит в бой – и победил. Возвращается в Россию, и его ссылает Павел I, потому что он кое с чем не согласен. Конечно, если у тебя есть мнение, и ты имеешь право сказать мнение министру, президенту РФС, тебя не подпускают.
(О мнении Бубнова – виноват Мутко)
Ловчев:
-- Было время, когда в Кремле попросили уйти Фурсенко. У руля остался Никита Павлович Симонян, в то время было сказано, что есть 13 претендентов на пост тренера сборной. Это нонсенс! И тогда Мутко, который главный в спорте, занялся подбором тренера. Толстых тогда не работал. И непонятно, кто ставил подпись, кто гарантировал оплату контракта. Что сказал Мутко недавно – будут изменения кадровые, но они не касаются тренера Капелло. И значит, это реакция на то, что Толстых стал пикироваться с ним о том, кто будет платить. Позиция Толстых, видимо, в том – ты привозил, ты и платил. И Капелло сегодня все мы, страна, хочет снять. Но мы же не знаем тонкостей контракта, плательщика.
Бышовец:
-- В меньшей степени мы должны говорить о грядущем. Пока можно констатировать одну вещь. Что такое было – главный тренер сборной СССР? Это утверждение на исполкоме, это программа. Это большая честь – быть тренером сборной СССР, речь идет и об ответственности. Речь не шла о больших деньгах. Я прочитал, что тренеры сборной не имели контракта. Но и я не имел контракта. Не получал зарплату, но получал за игры премию. И сегодняшнее положение главного тренера сборной и ситуация вокруг него напоминает кормушку. Мы заплатили и заплатим более 100 миллионов евро тренерам, которые после себя ничего не оставили и не оставят. Заложите какие-то основы. А мы заманиваем только деньгами.
То же самое касается игроков. Мы превратили свой чемпионат в соревнование иностранцев. Мы замалчиваем о проблеме – покупая игроков, тренеры и недобросовестные и спортивные директора становятся их заложниками. Когда ты платишь огромные деньги, ты вынужден оправдать их.
В футболе есть номенклатура. Божович, Муслин, Кучук крутятся по своей орбите. Их объединяет компромиссность. Это позволяет управлять командой – и не тренерам.
(О Дзюбе и его контракте)
Бышовец:
-- Многие знают цену и могут назначить его. Но немногие знают ценность. Кто знает ценность Артема. И когда я слышу, что Дзюба – это второй Стрельцов… Речь идет о самодостаточности. Стрельцов семь лет просидел в тюрьме, вышел – и был лучшим. А Артем просидел на скамейке, выходит – и не может забить.





