Что я завтра скажу на КДК

Репортаж Sovsport.ru с матча «Торпедо» — «Ростов» побудил КДК завести дело в отношении расистских выходок болельщиков хозяев. Автор заметки – Александр Муйжнек -- еще раз излагает хронику событий и сомневается, правильно ли наказывать «Торпедо» за их фанатов.
«У-у-у-у», «я бы забился на твоем месте в ссаный угол и кукарекал бы шепотом оттуда», «инстаграм петуха атаковали совы» — избранные комментарии, которые вчера посыпались к фотографии стадиона имени Эдуарда Стрельцова в моем инстаграме. В числе комментирующих — школьники и отцы детей, болельщики «Спартака» (на всякий случай скрывающие лица) и владельцы котов, любители галстуков-бабочек и даже один автор телепроектов и бывший КВНщик.
Но основное веселье происходило в другом инстаграме — торпедовских ультрас «Запад-5». «Без уханья его статью бы не приняли», «21-летний сопляк без высшего образования», «батан, на парашу его» — ну правда, очень тяжело остановиться и не цитировать. Несмешно становится, когда мою девушку там называют жидовкой и русофобкой, а дискуссия переходит к прямым угрозам, но все это должно удивлять только тех, кто плохо знаком с «Западом-5». Оскорбления Самедова с Ндойе и других темнокожих игроков, логотипы с изображением сов и прочие ультраправые выходки — даже необязательно изучать историю вопроса, достаточно одного инстаграма или поста во «Вконтакте».
Объясняясь по делу «Торпедо», я испытываю большую неловкость, и вовсе не из-за скромности или возраста. Просто я бы очень хотел получить известность в журналистике каким-то более достойным образом: написать классный фичер или добыть редкий эксклюзив, ну или хотя бы делать меньше опечаток и не срывать дедлайны. Здесь же все случилось так нечаянно и пронизано такой глупостью, что изложение хроники событий 22 ноября на Восточной улице дается мне нелегко. И все же изложить придется.
Я был на матче «Торпедо» — «Ростов» на стадионе им. Стрельцова и сидел на местах для прессы. Ну как сидел — ходил: заданием редакции было выловить на трибунах Игоря Гамулу и узнать, как он переживает дисквалификацию. Тренер «Ростова» стоял за стеклом, общаться с прессой ему запретил регламент, но сразу после матча фактура все же нашлась — из всего этого я и скроил репортаж.
Саму тему Игоря Гамулы и «обиженных» им темнокожих футболистов «Ростова» я развил из уханья болельщиков «Торпедо» — и да, они действительно ухали. Отчетливо я слышал выкрики не только на западной трибуне, где сидел сам, но и на восточной, занятой торпедовскими ультрас. Уже не вспомню, кому конкретно из игроков «Ростова», но в первом тайме совино-обезьянних уханий было больше, а значит, адресатами были Игор Лоло, Баштуш и Режиналь Горо. Безобидные упоминания темнокожих игроков на матче тоже были — скажем, заряд «Эбола! Эбола!» какого-то одного болельщика или смех над Муссой Думбия, однофамильцем Думбия из ЦСКА, — но это совсем другое дело. Никак не дисциплинарное.
Первую новость об уханьях, еще по ходу матча, написал не я, а наш редактор Евгений Шуваев, смотревший матч по ТВ – уханье было слышно в трансляции НТВ ПЛЮС. Я счел, что короткого упоминания в репортаже хватит — ну и тем более об этом стоило написать, когда на тему высказался вице-президент «Ростова» Александр Шикунов. Опять-таки, и Шикунова о поведении фанатов «Торпедо» спросил коллега.
«О том, что мой репортаж так внимательно прочитали в КДК, я узнал только днем понедельника от своего шефа. После похода на игру «Торпедо» я побывал еще на двух матчах и о субботнем забыл напрочь.
Тем не менее, разбирательство в КДК РФС открыто именно по мотивам моего материала, и на завтрашнее заседание КДК иду именно я. Говорить там придется примерно то же, что и выше, и, наверное, мое мнение о наказании для «Торпедо» никто не спросит, так что выскажу его здесь. «Торпедо» уже дисквалифицировали за то же самое уханье в этом сезоне, в адрес динамовца Кристофера Самба, то же самое было и на играх с «Аланией» в первом дивизионе и то же самое случится вновь, даже если «Торпедо» выйдет в еврокубки. Если уж по-честному, те же самые звуки я слышал и в адрес нескольких игроков атаки «Локомотива» в недавнем дерби; уханья были редкими и случайными, но нет, мне не показалось. Просто тогда об этом не сообщил вообще никто, как и о заряде «Жиды» (вероятно, имелась ввиду все же Железная Дорога) в адрес «Локомотива»; на этом основании никто никакого дела заводить почему-то не будет.
Я не уверен, что закрытие дверей стадиона имени Стрельцова для зрителей сделает ультрас «Торпедо» чище и добрее — по крайней мере, не тех нескольких, кто ухал футболистам «Ростова». Разумеется, КДК будет придерживаться регламента и правильно сделает: закрывать на уханье глаза (или уши) уж точно неправильно. Вопрос в том, куда это все ведет.
Мы дошли уже до конца заметки, а я еще не упомянул слово «расизм» — и, наверное, пора. Футбольный расизм имеет мало общего с расизмом обыкновенным: в каких-то городах России еще избивают чернокожих студентов, но куда больше бед терпят (и причиняют) люди других национальностей. Уханья на стадионах — это, конечно, не уханья сов, как объясняет мне тут один болельщик «Торпедо» во «Вконтакте» (оказывается, сова теперь новый символ черно-белых вместо неугодного полиции бульдога), но это и проявление типичного хулиганства, фанатского культурного кода. С этим нельзя мириться, но этого и не побороть привычными нам методами.
Мне нравится ролик УЕФА накануне матчей Лиги чемпионов, где Зеедорф и Бензема обмениваются майками, но от слогана No to racism не дрожит ни одна струнка моей души. Я на стороне Патриса Эвра, осокорбленного Луисом Суаресом, но считаю Яя Туре главной истеричкой мирового футбола. Я считаю банан, брошенный в Роберто Карлоса, выходкой на расистской почве, но я не знаю более эффективных способов обращения с бананами, чем придумал Даниэль Алвес.
Кстати, очень обидно, что в пример сегодня всем ставится именно поступок защитника «Барселоны». Свой пример еще раньше продемонстрировали в нашем чемпионате — сделали это Сейду Думбия и Секу Олисе. «Когда забили в дерби, решили отреагировать на спартаковских фанов, — рассказывал Олисе в интервью PROспорту. — Весь матч, когда мяча касались мы или Вагнер Лав, они ухали — сравнивали нас с обезьянами. Мы и стали колотить по груди кулаками так, как это делают обезьяны. У! У! У! Если я разозлюсь, то потеряю концентрацию и не смогу сделать главное — выиграть матч. Поэтому если меня называют обезьяной или ублюдком, вспоминают на трибунах папу, маму, кого-то еще — это не важно. Выиграть матч — вот что важно».
Проще, конечно, самим фанатам «Торпедо» перестать ухать, выбегать с трибун на поле или срывать матчи — тогда им точно никто не запретит ходить на свою любимую команду. Самим темнокожим игрокам нужно доказывать свое мастерство игрой, ну или по крайней мере смеяться уханью в лицо.
Но что делать всем остальным? Вот этот вопрос я бы и хотел задать завтра на КДК. Наказать – проще всего. Но как побороть явление?





