Сергей Гуренко: Один из руководителей «Амкара» предложил продать свою печень

Он работал помощником главного тренера «Амкара» Славолюба Муслина. Команда закончила первую часть сезона на 14‑м месте – и тренера сняли. Почему в клубе столько проблем и останется ли в Перми Гуренко? С этих вопросов мы и начали разговор.
«ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДЛОЖИЛ ПРОДАТЬ СВОЮ ПЕЧЕНЬ»
– Сергей Витальевич, остаетесь в «Амкаре»?
– Не знаю. Пока никто не говорил, что я уволен, у меня действующий контракт. Дня через два после увольнения Муслина был непонятный звонок от руководства. Я сказал: «Давайте прилечу в Пермь, обсудим». До конца года обязательно съезжу.
– «Амкар» хочет, чтобы вы остались?
– В качестве кого – помощника? Я шел работать к Муслину.
– Какое у него сейчас настроение?
– Не думаю, что, узнав об увольнении, Славо сильно удивился. Тяжело было психологически – происходило много неправильного и непонятного. Первый раз в жизни столкнулся с тем, что футболист, не сообщив главному тренеру, может куда угодно уехать, причем такое происходило часто. Много было моментов проявления неуважения к персоналу – администрации, докторам.
– Например.
– Наверное, слышали о конфликте с Пеевым. Славо в интервью сказал, что он отправил его в дубль за то, что нахамил Гуренко. Эта история никогда бы не вышла в прессу, если бы сам Пеев не побежал жаловаться руководству.
А началось все с того, что после тренировки я подобрал с поля шапку и спросил у ребят, чья она. Оказалось, что Пеева. Он спросил, почему я подаю ему шапку, если для этого есть массажисты, они должны были ее принести? Такая агрессия из-за пустяка! Если бы так вел себя чемпион мира или обладатель «Золотого мяча»! Пеев же ничего гениального в футболе не сделал. Да, он хороший футболист и много лет играет в «Амкаре». Но при этом мнит себя звездой и даже больше. Я видел великих футболистов, но до такой степени невоспитанных людей не встречал. Думаю, ему просто нужен был повод.
Я очень спокойно все это воспринял. Даже удивился себе. Если бы был игроком...

– Пошли бы врукопашную?
– Даже не сомневаюсь.
– Ходят разговоры, что Муслин планировал расстаться со многими ветеранами, но руководство встало на сторону игроков.
– Это правда. Никто не умаляет заслуг Пеева, Сиракова, Якубко и других футболистов. Они многое сделали для «Амкара», но сейчас у команды самый сложный период за последние годы. Вместо того чтобы помогать молодым и выжимать из себя максимум, ребята снимают тренера. Футболисты «Амкара» хотят руководить командой. Если игрок считает, что он умнее тренера, ему надо заканчивать и идти тренировать. Они просто уничтожают клуб.
– Получается, футболисты съели Муслина?
– Не съели, его сложно скушать. Но я не верю в то, что ребята, которые видели основную проблему в Славо и во мне, спасут клуб. Я бы на месте Муслина еще раньше расстался с теми, кто вел себя непрофессионально. Приводил Славо пример – когда Фабио Капелло пришел в «Рому», в составе было восемь человек, которые его не устраивали. Он сказал руководству: «Делайте с ними что хотите, но чтобы на территории базы их не было!».
– Тренерский штаб не пытался пообщаться с игроками?
– У нас со Славо такое мнение – футболист должен доказывать свою состоятельность на поле, а не в кабинетах. Если вы кричите, что за «Амкар» готовы всех порвать, докажите это на деле! Почему в первых пяти матчах команда набрала всего очко? Почему люди не выполняют установку тренера?
– Вот именно, почему?
– Потому что уже не могут – возраст. А деньги хочется зарабатывать вечно. У меня похожая ситуация была в «Локомотиве». В конце 2008 года, когда почувствовал, что ничего команде больше дать не могу, пришел к руководству и сказал, что ухожу.
– Долги по зарплатам добавляли негатива?
– Конечно. Муслин денег игрокам пообещать не мог и сначала говорил – играйте за клуб, за «Амкар». Но как за него играть, если три месяца нет зарплаты и руководство не общается с командой? Потом Славо говорил: «У вас на майках написана фамилия, играйте за нее, за свою честь».
– Вам много должны?
– Последняя зарплата была за август. За всю карьеру никогда такого не было.
– Шок – предложение одного из руководителей «Амкара» продать свою почку, чтобы рассчитаться с игроками.
– Не почку, а печень. У Славо накипело, он попросил руководство прийти и сказать ребятам, когда будут деньги. Пришел человек, сказал, что денег нет и когда будут – неизвестно. Под конец разговора выдал: «Хотите, продам свою печень». Черный юмор.
– Как можно после такого команду настраивать?
– Молодым игрокам можно сказать: «Играйте так, чтобы оказаться в клубах, где будут платить вовремя». Мы же нашли русских ребят, молодых и бесплатных! Жаль, руководство даже не представляет, сколько работы Славо проделал, чтобы парни вышли в основном составе и на равных бились с ЦСКА. Первый тайм стал для меня откровением, я даже не думал, что они могут так хорошо играть!
– Уверены, что в «Амкаре» с вами рассчитаются?
– Есть контракт, закон, правила. Если деньги не отдадут – либо клуба не будет, либо он продолжит выступление в низшем дивизионе.
– При каких условиях вы останетесь в «Амкаре»?
– Как я могу остаться, если Муслин их не устроил? А мы с ним одинаково смотрим на футбол.
«КАПЕЛЛО ПОСТАРАЕТСЯ ВЫЙТИ НА ЕВРО-2016»

– Вы упомянули Капелло, у которого играли в «Роме». Сейчас общаетесь?
– Последний раз виделись, когда он начинал работать со сборной России.
– Ваши слова: «Капелло привык работать в идеальных условиях». Сейчас до идеала далеко, итальянец даже зарплату не получает.
– Дело не в деньгах – Капелло обеспеченный человек. Для него главное – профессионализм во всем.
– Может хлопнуть дверью и уйти?
– Фабио очень сильный человек, любит доводить дело до конца. А как он поступит, не знаю.
– Вам не кажется, что его вынуждают уйти?
– Если так, то это не по-мужски и непрофессионально. Зачем вынуждать? Надо сесть и прийти к компромиссу. После чемпионата мира многие набросились на Капелло. Я разговаривал с ребятами из сборной, знаю, какие большие нагрузки они получали. Он их готовил не к групповой стадии, а дальше, команда должна была побежать позже. Стечение обстоятельств – пропустили два нелепых мяча, при счете 1:0 Саша Самедов не забил Алжиру. Вышли бы на Германию, а она в 1/8 финала была в «ямке». Могли их пройти – и тогда Капелло приехал бы в Россию героем.
– Капелло не звал вас в свой тренерский штаб?
– Когда только приехал, говорил обо мне. Но вроде как ему сказали: «Гуренко – иностранец».
– Ваш прогноз – Капелло уйдет или останется?
– Он попытается выйти на чемпионат Европы, а дальше будет решать исходя из результата сборной на турнире. Он любит принимать вызовы и хочет реабилитироваться за чемпионат мира.
– Есть ощущение, что сейчас не все зависит от него, эту карту разыгрывают другие.
– В тренерской работе такое часто случается. Футболистом быть легче – вышел и доказал. А тренеру, хоть головой об стенку бейся, без поддержки ничего не добьешься.
– Может, ну ее тогда, такую работу?
– Нелегкий хлеб! Иногда думаешь – все, устал. Но потом видишь ребят с потенциалом, которым интересно обучаться футболу. Знаю одного молодого российского футболиста 1993 года рождения – я за карьеру игроков с таким потенциалом не встречал! Все при нем – фактура, скорость, прыжок! Должен играть в Европе, а он в одном из российских клубов и не выходит на поле.
– Почему?
– Думаю, его никто не обучает – как действовать в той или иной ситуации. Кафу в «Сарагосе» тоже не играл, а приехал в Италию и стал капитаном сборной Бразилии и двухкратным чемпионом мира.
«НЕ СПРАШИВАЛ ГОНЧАРЕНКО ПРО «КУБАНЬ»
– Вы поняли, за что из «Кубани» уволили Виктора Гончаренко?
– Там какие-то свои дела, клубные. Мы с ним недавно виделись, но эту тему не обсуждали. Зачем разговаривать о наболевшем? Понятно, что ему эта ситуация неприятна.
– Стоило ли Леониду Кучуку идти в «Кубань» на живое место? Сергей Юран заявил, что теперь руки Кучуку не подаст.
– Это выбор Кучука, его решение. Я к этому отношусь спокойно. Он знал куда шел и какие в 2013 году были обстоятельства, когда он уходил из «Кубани».
– Вы бы на месте Кучука как поступили?
– На живое место не пошел бы.
– Какая у руководства «Кубани» репутация в футбольных кругах?
– Мне не очень интересны все эти разговоры и слухи. Вы обсуждаете отставку Гончаренко, а вспомните, как Муслина уволили из «Локомотива», когда команда шла на втором месте и была серия из 17 матчей без поражений. Тогда в отставку Муслина сложно было поверить – семь туров до конца и одно очко до первого места. Нонсенс! Я был в шоке.
– До «Амкара» вы работали в «Краснодаре», в чем секрет успеха «быков»?
– Сергей Галицкий – самый интересный руководитель из всех, с кем мне приходилось иметь дело. Он увлечен футболом, постоянно задает вопросы – и ты должен быть к этому готов, чтобы отвечать аргументированно. У него свои взгляды на футбол, и с ним можно вести диалог на равных. Очень рад за клуб, за команду, у которой есть свой рисунок.
– Тренерам с ним сложно?
– Если тренеру хочется думать, работать – не сложно.
– Почему тогда ушли из «Краснодара»?
– Вместе с Муслиным пришел, вместе и ушел.
«НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ СИМВОЛОМ «ЛОКОМОТИВА»

– Вас не было на праздновании 10‑летия чемпионства «Локомотива», которое организовал Юрий Семин.
– К сожалению не получилось – у «Амкара» были тренировки. Меня звали, и я с удовольствием бы приехал. Часто общаюсь с Димой Лоськовым, Вадиком Евсеевым, дружу с Юрой Дроздовым.
– Та команда считается образцом внутренней атмосферы.
– Соглашусь. Раньше приедешь в Белоруссию или куда-то еще, люди подходят: «Мы болеем за «Локомотив». Сейчас такого нет, обидно.
– С чем связываете?
– Может, не тот дух? Много всяких скандалов... Раньше клуб развивался, у «Локо» были самые молодые болельщики, даже девушки на футбол ходили.
– Пару лет назад вы позволили себе резкую фразу: «Задумался об адекватности Смородской».
– Эти слова вырваны из контекста. Я сказал, что только неадекватный человек может заявить – «Локомотив» при Семине ничего не добился. Как можно называть нас лузерами, если клуб шел на 16‑м месте в рейтинге УЕФА?!
– Хотелось бы поработать в «Локомотиве»?
– Думаю, любой локомотивец с удовольствием вернулся бы в клуб. Но пока нам не давали шанса.
– Ян Тигорев признавался, что хочет бы стать символом «Локомотива», как Гуренко. Приятно?
– Приятно, но я не считаю себя символом. Олег Пашинин, Владимир Маминов – другое дело. Ребята прошли с командой весь путь – от детской школы до чемпионства.
– Болельщики подарили вам «Серебряный рельс» как одному из лучших футболистов сезона-2007. Настоящий, железный?
– Да нет – сувенир (смеется). Лежит дома, напоминает о лучших временах. Это уже история, ее приятно вспоминать, но жить надо настоящим.





