«Футболисты чувствуют себя небожителями». Игрок сборной отказался сниматься в ролике о расизме

Член избиркома РФС Кирилл Терешин сошелся с Сергеем Чебаном в полемике о социальной ответственности российских футболистов.
РАСИЗМ – НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ
На пресс-конференции по борьбе с расизмом в «Интерфаксе» ждали Никиту Симоняна и Сергея Родионова, одних из главных ньюсмейкеров последней недели. Симонян и Родионов не приехали, зато много и охотно говорили заместитель министра спорта Наталья Паршикова и исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан. Помогают детям и борются с расизмом они действительно исправно.
Гостям презентовали социальный проект «Играем против расизма» и огласили имена его послов, которые «приезжают к детям, участвуют в мероприятиях и кушают бананы». Кто забыл, так в свое время поступил с фруктом бразилец Дани Алвес — лучшего ответа на расизм с тех пор не дал никто.
Дети в зале тоже были: спикеры умилялись вопросам юных футболистов академии «Спартака», ребят из школ и участников Детского кубка чемпионов. Показали и сам кубок; на его фоне спикеры в конце мероприятия и поглощали бананы.
Самую твердую позицию по главной теме дня занимала Наталья Паршикова. Заместитель Виталия Мутко всячески поддерживала борьбу с расизмом в футболе, но настаивала: Россия в этом ничуть не хуже других. «Проявления расизма существуют в нашем футболе, но мы видим такие же и в польском футболе, и в английском, и практически во всем мировом футболе, — утверждала Паршикова. — Не надо упрекать Россию в том, что в ней эти проявления представлены в яркой палитре, и что мы повседневно сталкиваемся с этой проблемой».
«ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НУЖНО?»
На ровном месте разгорелся спор о том, как наши футболисты относятся к благотворительности и социальным программаv вроде борьбы с расизмом. Член избиркома РФС Кирилл Терешин, гендиректор АНО «Дирекция» Терешин сделал заявление «для прессы».
— Социальная ответственность человека, в том числе спортсмена — о чем вчера говорил и генеральный секретарь ООН, и Виталий Мутко, и Фабио Капелло, — она внутри, — рассуждал Терешин. — Мы выбирали много послов, в том числе и в России, и не от всех получали одобрение на участие в этом проекте. Футболисты своим опытом могут показать как позитивный опыт поведения в обществе, так и негативный. Есть один футболист в российской сборной, и сейчас он вызван Фабио Капелло, он является кумиром миллионов детей. На просьбу поучаствовать вместе с одноклубниками в записи ролика, о том, как он играет против расизма, этот футболист ответил: «Зачем мне это нужно?» Фамилию я вам озвучивать не буду. Возможно, он просто не дорос еще пока.
— Кирилл, а я думаю, надо себе вопросы задавать, — встрял исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан. — Может, недостаточно убедительны вы были?
— Сергей Владимирович, я был достаточно убедителен. Поэтому я не стал озвучивать фамилию.
— Люди бывают разные, семейные проблемы бывают… Если бы мы выходили, думаю, решили бы этот вопрос. И он бы понял, что это нужно, — настаивал исполнительный директор РФПЛ.
— Поверьте мне, Уэсли Снейдер, Димитар Бербатов и Горан Пандев по заслугам явно выше, чем любой футболист сборной России.
— Вы наших футболистов вспомните хотя бы.
— Безусловно. Алексей Смертин (он присутствовал на пресс-конференции — прим. ред.) — яркий представитель.
— У нас есть в сборной Александр Кержаков, который половину своей зарплаты перечисляет в детские дома. У нас есть Александр Самедов, который не приезжает на чествование в РФПЛ, потому что он проводит турнир. У нас есть Глушаков, который тоже проводит турнир на свои деньги. Так что я бы не обобщал.
Сергей Чебан ест бананы против расизма. pic.twitter.com/FsHbxeaxI2
— Alexander Muyzhnek (@Muyzhnek) June 5, 2015
«НЕКОТОРЫЕ ФУТБОЛИСТЫ МЫСЛЯТ ДРУГИМИ ЦИФРАМИ»
Корреспондент Sovsport.ru попросил Терешина не обобщать, но несколько развить мысль. О благотворительных акциях, походах в детские дома и прочих проявлениях благородства в нашем футболе слышно регулярно, а вот об отказах, тем более демонстративных, — нет.
—Подтверждаю: это вопрос не убеждения и не давления на игрока, — говорит Терешин. — Когда к любому легионеру ЦСКА обращаются с такой инициативой, они спокойно, без всякого давления, а понимая всю социальную нагрузку, в том числе для детей, которые равняются на игроков. А этот игрок — да, из сборной России. Более того, стартового состава.
— С чем связано такое отношение?
— С тем, что футболисты себя зачастую чувствуют небожителями. Думаю, это вина клубов. Они сделали из них не просто людей, которые должны участвовать в жизни клуба, а тех, на кого молятся. Вспомните, как к Капелло они боятся подойти. В Европе с этим намного проще: Снейдер, Бербатов, Стоичков — нет у нас таких футболистов по заслугам! А тех, кто выигрывал Лигу чемпионов, вообще никогда не было, Дмитрий Аленичев тут единственный. Так вот, европейские звезды как только слышали слова «дети» и «расизм» сразу говорят: «Нет проблем. Когда?»
— А как проблему расизма воспринимают у нас?
— Мое мнение: это околофутбольная проблема. Между игроками в клубах, теми, кто выходит на футбольное поле, ее нет, об этом вчера говорил и Фабио Капелло. Это проблема политического, социального характера, манипулирования общественным мнением в каком-то смысле. Она создается разными социальными группами и институтами, политической властью. А болельщики — прекрасное оружие в руках тех, кто заинтересован в деструктиве в футболе.
Я разговаривал с Нобелем Арустамяном на днях. Он сказал, что в Италии эта проблема стоит очень остро, России даже не снилось. Нам до этого, слава богу, еще жить да жить. Проблема расизма у нас на 15-м или 20-м месте.
— Это правильно?
— Просто это очень активно муссируется в мировом футболе. Отмотаем на два года назад: слово «расизм» не так часто звучало в спорте. Я задаю себе вопрос: почему нет расизма в теннисе и в хоккее? Мне кажется, нет рейтинга просто, нет возможности пропиариться так, как в футболе. Копните «Википедию»: слово «расизм» даже не в России придумано. Один темнокожий представитель ФИФА недавно сказал: России никогда не была колониальной страной.
— Благотворительная активность Кержакова — исключение для нашего футбола?
— Названные Чебаном футболисты достаточно лояльны к социальной активности. С Глушаковым мы общались на эту тему: он стелил газон в родном Миллерове за свои деньги, обращался к РЖД за помощью. Кстати, компания достаточно социально ответственная: мы как раз в ДФЛ стояли у истоков фестиваля «Локобол». Примеры есть. Вопрос в том, что случаются среди наших игроков некоторые — кто-то слишком молодой, а кто-то живет немножко в другом обществе. Не буду говорить о звездной болезни, но доля истины в этом есть. Они мыслят другими цифрами и не видят социальных проблем, касающихся рядовых граждан. Отсюда и перекос в сознании.
— Нельзя не вспомнить интервью Олега Шатова — о том, что только рабочие у станка устают так, как футболисты.
— Так агрессивно на это реагировать, как некоторые журналисты, не стоит. Это не Шатов придумал вопросы о том, у кого труд тяжелее. В любом случае считаю, что наши спортсмены не выполняют тот объем социальной нагрузки, который могли бы. Если проводить параллели с европейским футболом, они мало участвуют в проблемах общественного характера. Это только несколько лет назад у нас началось, раньше этого не было вообще. Европа здесь для нас пример.





