«Бербатова и Дзюбу убеждать не пришлось». Как футболисты в России борются с расизмом

Член избиркома РФС, глава «Дирекции спортивных программ» Кирилл Терешин продолжает заочную дискуссию с Сергеем Чебаном о том, как футболисты в России участвуют в социальных проектах.
«Футболисты чувствуют себя небожителями». Игрок сборной отказался сниматься в ролике о расизме
«Бербатова и Стоичкова убеждать не пришлось»
— Очень приятно, что то, что пытались вчера донести до общественного сознания, становится популярным и попадает в СМИ. Пусть и в таком формате. Мы хотим сказать, что проблема расизма – не футбольная. Среди участников наших проектов в массовом и профессиональном футболе расизма нет. Тем не менее, молодому поколению мы пытаемся привить новые ценности боления, поведения на стадионах, в обществе. Мы воспитываем футболистов социально ответственными и обращаем на это внимание российского общества. В Европе, где мы делаем ряд проектов, все выглядит иначе.
Мы всегда открыты к предложениям о сотрудничестве и надеемся, что те обещания, которые были даны вчера на пресс-конференции нашими гостями, тоже будут выполняться. Речь шла о нашем мяче «Играем против расизма», который могут начать использовать на матчах премьер-лиги. Его можно взять за основу как один из символов чемпионата мира-2018. Россия – площадка для объединения многих национальностей и народностей, а не наоборот.
Подхватили историю об игроке, который отказался сниматься в ролике. Этот же самый футболист участвовал в социальных акциях, и тот случай несколько раздосадовал. У нас есть несколько блестящих примеров социальной ответственности. Кержаков, Ребров, Глушаков, Макеев… Ряд футболистов спокойно отреагировали на наше предложение, отнеслись с юмором к идее скушать банан. Вы видели, что это сделали игроки «Амкара», например – Дмитрий Хомич и Георги Пеев? Мы попытались донести до их сознания, что это болельщики сделали из банана символ расизма, а обычные люди к нему относятся как к другим фруктам. Это показал и Дани Алвес.
Russian football functionaries decided to send a message against racism in football by eating bananas. Ehm, ok. https://t.co/YkRifayzdb
— Yan Matusevich (@ymatusik) June 6, 2015
Березуцкий. Акинфеев, Дзагоев, Дзюба – все это игроки сборной России, и все они снялись в этом ролике, сказали «нет» расизму. Но один игрок отказался. Речь пошла только о социальной ответственности и понимания сути происходящего, никого я не хотел обвинить.

— Правильно я
понимаю: вы предлагали снять в ролике нескольким игрокам подряд, а один
отказался?
— Да. Он был одним из многих.
— А говорили вы ему
то же, что и другим?
— Предложение звучало идентично.
— Сергей Чебан
настаивает, что вы были с этим игроком неубедительны.
— Я вчера и ответил: знаете, Бербатова, Пандева и Стоичкова мне не пришлось убеждать. Тех же Дзюбу, Хомича и остальных — тоже.
Не говорю, что все футболисты, как стали писать, отказались сниматься, нет. Просто у каждого игрока есть разного чувство социальной ответственности. Поэтому и пошли скандальные высказывания о комментариях Олега Шатова о том, какой у футболистов труд. У всех своя правда. Они выполняют свою нелегкую работу, их век короток, но в советское время никто из футболистов не плакал о том, что у них тяжелый труд. Сейчас пошел перекос в сознании. Обычный человек (журналист, работник клуба) и футболист – совершенно разные социальные группы по достатку и пониманию.
— В следующий раз,
когда вы обратитесь к этому футболисту, он согласится на такой ролик?
— Конечно. Очень хорошо знаю этого игрока. Допускаю, что он услышит это и поймет, что речь о нем. Он прекрасный парень, может, неправильно понял, занят был, личные проблемы, может, или еще почему-то отказался.
Думаю, этот резонанс может возыметь позитивный эффект. Болельщики на форумах будут кричать: «Вы, чиновники, привязываете расизм к футболу!» Мы наоборот хотим доказать, что в футболе-то его нет. Есть он на трибунах.
«Футболистам нужно использовать свою медийность»
— В России и правда растет
«поколение социально ответственных игроков», как говорит Чебан?
— Для меня случай этого отказавшегося футболиста не очень показателен. Но обобщать людей тоже неправильно. Сказать, что в сборной России растут социально ответственные люди или наоборот, однозначно не могу, это вопрос личного участия. Ни клубы, ни лига не должны никого из игроков убеждать, разжевывать им что-то. С Бербатовым и Пандевым вот разговор был короткий: «дети», «расизм», «объединение», «толерантность» – все! Никаких «зачем не это нужно» не было. Вот и сравните.
К сожалению, никто из центровых СМИ не написал (ну, вы написали), что проект «Играем против расизма» приурочен к Детскому кубку чемпионов. Дети играют в футбол, и многие даже такого слова не знают. Поэтому мы решили придумали этот мяч. Мы хотим, чтобы и профессиональные футболисты этим мячом поиграли, а болельщики после не воспринимали эту тему всерьез.
— Такие игроки, как
тот, о котором рассказали вы, часто встречаются? Или это разовое явление?
— За десять лет работы в детском и массовом футболе, в социальных проектах, благотворительных акциях всегда мы сотрудничали с футболистами. Много тех, кто приходит всегда, кого убеждать не нужно ни в чем, кто всегда понимает: проблемы и за счет их участия могут решаться. Он же кумир, на него смотрят, он может показать иные ценности.
— Должна ли быть
благотворительность публичной? Или это личное дело каждого?
— Есть расхожая фраза старухи Шапокляк из мультика: «Хорошими делами прославиться нельзя». Так вот, по-моему, российские спортсмены должны заниматься таким публично. Не то что они все погрязли в скандалах, но наш футбол зачастую и в прессе, и в общественном мнении, имеет негативный оттенок. Расизм – только одна тема; есть еще договорные матчи, высокие зарплаты, агентские выплаты, другие вещи, не способствующие приятному имиджу.
Понимаю, это вопрос этики и морали. Игрок может быть скромным, а хорошее дело показывать необязательно. Но он профессиональный спортсмен, имеющий контракт и определенный рейтинг и медийность. Использовать это нужно и с положительной точки зрения. На них смотрят дети и болельщики! Кто будет инвестировать в наш спорт, кто захочет в Европе о нем сказать что-то хорошее, если социальная помощь не будет публичной?
— Как быть с тем, что
футболисты часть бояться работать на свой имидж и, в частности, контактировать
со СМИ?
— Безусловно, такое есть. Часто виноваты в этом некоторые журналисты, которые переходят грань личного пространства. Но спортсмены должны понимать, что это люди, которые не только выходят на поле и на тренировки. Они живут круглосуточно жизнью профессионального спортсмена. Раз они выбрали эту профессию, то несут ответственность не только за свое имя, но и за имя своего клуба – а за ними стоят армии болельщики. С игроками в этом отношении должны работать маркетологи и психологи. К сожалению, агенты у нас играют роль только посредников при трансферах, а, сами понимаете, в шоу-индустрии продюсер создает и монетизирует имидж артиста.
«Делегаты конференции РФС занимаются лицемерием»
— В своем фейсбуке вы
писали о «грязи и лицемерии на конференции РФС». Что вы имели ввиду?
— Идут годы, меняется руководство нашего футбола, а проблемы никуда не уходят. Они обнаруживаются в том числе в регионах и клубах, которые долгие годы при разных президентах остаются на своих позициях. Правильно бы и себе задать вопрос: а что я сделал для развития футбола? Какой вклад внес?
РФС (а он, в лице сборной – имидж нашего футбола), безусловно, создается не одним президентом союза и не его сотрудниками. Он создается лигами, региональными организациями, а эти люди каждый год меняют свой окрас. Они сначала выбирают одного человека, а потом от него отказываются. Но они знают, кого они выбирают. Изначальные ожидания остаются, их никто не обманывает, но эти люди знают мотивы президента, его планы. А в итоге сами себя обманывают, занимаются лицемерием.
Ни один из делегатов конференции не заинтересовался годовым отчетом, подготовленным РФС. Там важные цифры, финансы, мероприятия, а это никому не интересно.





