«Мать адвоката уговаривала его не связываться с «русской мафией»

Руководитель «Лейрии» Александр Толстиков рассказал в интервью Sovsport.ru о прослушке, аресте, допросе, и заявил о своей невиновности.
news

Руководитель «Лейрии» Александр Толстиков рассказал в интервью Sovsport.ru о прослушке, аресте, допросе, и заявил о своей невиновности.

Наша беседа проходила в изоляторе временного содержания в Лиссабоне, где Александр находится уже месяц.

Изначально мерой пресечения был домашний арест. После слушания судья спросил, согласен ли на него Александр. Адвокат сообщил, что в такой ситуации это успех. Почему? Потому что судья, занимающийся этим делом, славится своей строгостью, и после серьезных обвинений на свободу не отпускает. Александр согласился на домашний арест, но заявил, что не считает это решение справедливым, так как все предъявленные обвинения развалились.

Ожидалось, что Толстиков пробудет под стражей не более трех дней, пока не проверят квартиры для установки соответствующего оборудования. Проверка завершилась через 14 дней. Но спустя 17 дней было объявлено, что судья изменил свое решение, сославшись на то, что российский инвестор может сбежать и покинуть страну.

Находясь в изоляторе, Толстиков узнает, что еще 21 марта дело было помечено как «особо сложное». Это дает право прокуратуре просить судью о временном тюремном заключении сроком до года. В результате, судья подписал этот документ, не дождавшись слушания.

«КТО-ТО ИЗ «ЛЕЙРИИ» ОБРАТИЛСЯ В ПРОКУРАТУРУ С ПРОСЬБОЙ О ПРОВЕРКЕ»

- Для тех, кто не еще в курсе, расскажите, как оказались в Португалии, как пришли в «Лейрию»?

- Давно хотел иметь свой футбольный проект, в 2013 году начал поиски европейского клуба. У моего агентства D-Sports как раз было представительство в Португалии. К тому же тогда не было лимита на легионеров, зарплаты невысокие, нет дальних выездов. В 2014 году выбор пал на «Лейрию». Команда еле сводила концы с концами, имела большие долги перед государством. И предложение о сотрудничестве руководство восприняло с энтузиазмом.

- Как происходило сотрудничество?

- 15 сентября 2014 года мы подписали инвестиционный договор с «Лейрией». В нем была указана сумма финансирования и обязательное открытие Спортивного акционерного общества (порт. - SAD). В конце сезона 2014/15 оказалось, что единственным источником финансирования была моя компания DS-Investment (при создании акционерного общества компания должна была получить 49% акций клуба).

Когда у клуба закончились деньги, прописанные в инвестиционном договоре, к нам обратились с просьбой о займе, чтобы закрыть сезон 2014/15. Мы пошли навстречу.

В конце апреля перед Генеральной Ассамблеей болельщиков – на ней принимаются основные решения в жизни клуба – мы вышли с предложением оплатить все долги «Лейрии» перед государством (с 1998 года они составили около полумиллиона евро и недавно были выплачены – Прим.ред.) и получить 60% акций, а также большинство в администрации нового акционерного общества.

Что интересно, это предложение должен был вынести на обсуждение Совета директоров президент клуба Руй Лишбоа. Уже после одобрения Совета вопрос решался бы на Ассамблее. Но Лишбоа предложил свое решение проблемы. Про наше предложение даже не вспомнил. Поэтому некоторые члены Совета директоров выразили протест. В результате болельщики проголосовали за наш вариант, и против инициативы Лишбоа.

- После того, как вас задержали, Лишбоа довольно резко высказывался в прессе.

- Уже после возбуждения уголовного дела узнал, что наши телефоны стали прослушивать как раз после той Ассамблеи. А португальская пресса сообщила, что примерно в то же время кто-то из представителей руководства клуба подал в прокуратуру просьбу о проверке будущего основного акционера SAD. Совпадение это или нет, покажет время.

«ДОПУСТИЛИ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА»

- Перейдем к главному, в чем вас обвиняют? И есть ли доказательства?

- Об этом уже написали в Португалии, обвиняют в налоговом мошенничестве, участии в преступном сообществе, отмывании денег, коррупции и фальсификации документов. При этом доказательств нет, за исключением пункта о неуплате части налогов.

- Это связано с информацией, что некоторым игрокам выплачивали зарплаты без оформления договора?

- Что касается договоров, со всеми без исключения футболистами были заключены рабочие контракты. Но расскажу предысторию. В связи с тем, что руководство клуба усложняло ход создания и открытия спортивного акционерного общества, процесс затянулся. У нас было очень мало времени для выстраивания структуры САО и комплектования футбольной команды - до начала чемпионата оставался всего месяц.

В результате для управления САО был приглашен Педро Виоланте, специалист в управлении финансами из Лейрии, которого рекомендовали некоторые члены Совета директоров клуба и юридическая компания, обслуживающая САО. Виоланте нашел бухгалтера и ревизора для ведения финансовых дел.

Я изначально настаивал на том, чтобы эти должности занимали португальские специалисты, знающие специфику управления САО, налоговое и финансовое законодательство страны. Однако, именно в это сложное время были допущены ошибки, связанные с формой оплаты труда игроков и сотрудников.

Еще раз хотел бы подчеркнуть следующее: я - иностранный инвестор. Не зная специфики страны, нанимаю на работу местных специалистов, которых мне рекомендуют важные люди. Я доверяю этим специалистами деньги, считая, что финансовые операции делаются в соответствии с местным налоговым законодательством. Но в результате, люди допускают ошибки, которые мы не успеваем исправить из-за большого объема организационной работы. Я часто указывал Виоланте, что необходимо работать в рамках финансового законодательства Португалии, исправлять недочеты.

Как президент спортивного акционерного общества, я признал финансовые ошибки. И просил у судьи 30 дней на их исправление, оплату всех причитающихся налогов и штрафов. Сумма не выплаченных налогов небольшая и не несет существенной финансовой нагрузки для САО.

- Европол в пресс-релизе в основном пишет про отмывание денег.

- Прокуратура не представила ни одного доказательства! Ждали от меня доказательств невиновности. Я предоставил договоры, по которым компания DS-Investment получала финансирование. Также объяснил, и считаю, доказал, что все деньги, которые поступали на счет САО «Лейрии», использовались исключительно на команду и администрацию. На все банковские переводы есть документы. Они были предоставлены суду на английском языке. Судья заявил, что не умеет читать на иностранных языках. А переводить их во время слушания не стали.

- Еще Европол утверждает, что из России в Португалию в обход законов ЕС ввозились некие суммы наличными.

- Это неправда. Иногда мы ввозили наличные деньги для личного пользования. Но эти суммы не превышали допустимого лимита и не требовали декларирования на таможне.

«ДВЕ НОЧИ ПРОВЕЛИ В ОДИНОЧНЫХ КАМЕРАХ»

- Расскажите, как произошел арест?

- Утром 3 мая сотрудники португальской полиции и Европола пришли ко мне домой с постановлением на обыск. В это же время обыски проходили в еще шести квартирах сотрудников САО и юридической компании в Лиссабоне. Также полиция провела проверку в «Браге», «Спортинге» и «Бенфике», так как с этими клубами у нас были подписаны двусторонние документы. В день ареста португальские СМИ опубликовали новость об операции «Матрешки». Показали меня лидером международной преступной группировки, связанной с русской мафией, которая отмывает миллионы с нелегальной торговли оружием.

- Появлялась информация, что полиция изъяла «много тысяч евро». Это сколько?

- У меня - 7 тысяч наличными, в офисе клуба – еще около 6 тысяч, что были в кассе. После обыска нас отвезли в отделение полиции Лейрии, мы связались с адвокатами. Две ночи провели в одиночных камерах.

- Затем подключились адвокаты?

- К нам приехали двое. После прочтения обвинения, один сразу отказался нас защищать. А второго, как он сам потом признался, отговаривала 70-летняя мама, со слезами просила не связываться с «русской мафией». Поэтому нас с Сергеем Реницей защищает один смелый португалец.

- Что было на слушании?

- Мое общение с судьей и представителями прокуратуры длилось около семи часов. Впрочем, прокурор даже не дослушал рассказ о проекте. Его интересовали моменты, связанные с финансированием. На какой-то момент по реакции судьи мне показалось, что в этом деле не нашли криминала, прокуроры загрустили. Но в итоге мне выдали текст обвинения на 73-х листах и, конечно, на португальском языке.

- Что сейчас происходит с клубом?

- На сегодняшний день деятельность спортивного акционерного общества полностью парализована. Футболисты ушли в отпуск, не получив зарплаты за последний месяц. Квартиры, где живут работники клуба и игроки, не могут быть оплачены. Не оплачена и аренда полей и офиса. И кто потом возместит убытки? Кто восстановит нашу репутацию? То, что делает португальская прокуратура, несправедливо. Пытаюсь сохранять спокойствие, так как ни в чем невиновен и не сомневаюсь, что обвинения будут сняты.

РЕАКЦИЯ ПОСОЛЬСТВА

Корреспондент Sovsport.ru связалась с пресс-службой Посольства Российской Федерации в Португалии.

Оказалось, что после задержания Александра Толстикова, представителям посольства самим пришлось связываться с полицией, так как им про арест гражданина России почему-то никто не сообщил.

- Дело находится на контроле, всю информацию мы получаем через адвоката, с которым постоянно находимся на связи. Почему консул лично не может посетить задержанного? Получаем разрешение от судебных властей Португалии, без него прийти не можем. Соответствующий запрос отправлен. - рассказали в пресс-службе.

В понедельник стало известно, что заведующий консульским отделом должен посетить Александра Толстикова в ближайшие дни, необходимые разрешения от португальских властей получены.  

***

Sovsport.ru удалось поговорить с представителями команды, главным тренером Нуну Ката, тренером Сергеем Клещенко и капитаном Анилтоном.

Нуну Ката: Считаю, Толстиков стал жертвой, так как он русский

Анилтон: Верим, что ситуация изменится, ждем Александра в клубе

Сергей Клещенко: Никто не говорит, что Толстиков находится в заключении незаконно

***

Отметим, что в минувшую пятницу Александр Толстиков и Сергей Реница объявили голодовку. «Нам отказали в праве защищать самих себя;  работа SAD (спортивное акционерное общество) «Лейрии» приостановлена, что может полностью разрушить проект, над развитием которого мы трудились на протяжении последних двух лет. Страдают футболисты, их семьи, а также сотрудники клуба, да и весь город. Если ситуация останется прежней, все инвестиции превратятся в убытки, и «Лейрия» - клуб с историей, который мы пытаемся возродить - может перестать существовать. Мы не можем смотреть на все, что происходит, и ничего не делать. Не собираемся мириться с несправедливостью. После года расследования нас арестовали без каких-либо доказательств вины. У нас нет другой альтернативы бороться за свои права, поэтому объявляем голодовку», - говорилось в заявлении, направленном португальским СМИ.

Новости. Футбол