«Они не хулиганы!» Как наш спецкор спасла от полиции коллег


«Мадам, туда нельзя, или «Удали все». Нефутбольный дневник из Франции
«Ребята, здесь опасно!» или как Смертин спас российских журналистов
13-15 июня
ЧЕГО НЕ МОГ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛ
Наш «медиабас» уехал в Лилль за день до второй игры сборной России. Из Лиона, откуда мы стартовали, туда добираться 8-9 часов. За это время в пути сначала нас догнала новость о нелепой смерти ирландского фаната в Ницце, который сильно напившись, упал с большой высоты на набережной. Затем поступила еще одна трагическая информация – умер британец, избитый в Марселе российскими футбольными хулиганами. Кроме того весь день в автобус приходили новости о задержанном под Ниццей автобусе с российскими болельщиками. Четверо задержаны... Их собираются депортировать... Туда едет генеральный консул...
С генеральным консулом Сергеем Молчановым мы познакомились как раз накануне старта Евро. На момент нашего знакомства уже случилась первая массовая драка между болельщиками сборных России и Англии. Консул был озадачен. Говорил, приняты, мол, все меры, чтоб в случае чего наши граждане не остались в беде. Рассказал, что консульство в считанные минуты получит информацию, если кто-то из наших сограждан загремит в участок, и что схема взаимодействия с полицией отлажена.
Кажется, генконсул и представить себе не мог, насколько востребованы окажутся эти схемы и как тесно ему придется взаимодействоват
«Я ШЛА К НИМ ЗА ПОМОЩЬЮ, А ОНИ...»
По фотографиям в соцсетях мы вдруг выяснили, что автобус наших болельщиков задержали на том же посту, где при переезде из Марселя был остановлен и наш автобус для проверки. И нас тоже встречали не караваями: спецназ выстроил кордон, дула наружу – как в кино.
– Бодрые какие ребята, – коллеги тут же дали емкую характеристику встретившим нас. – Что они от нас хотят?
Сначала бодрые ребята были резки. Но мы смогли им объяснить: из России – не значит опасный. Им в итоге даже стало неудобно перед нами.
– Вот вам сувенир на память, – извиняясь, протягивают нам форменную пилотку.
А мы им – фирменную майку своего медиатура. Один из них тут же надел ее, сфотографировалс

Хотя днем раньше – мы еще были в Марселе – я начала в этом сомневаться, когда со мной случилось вот это.
Я была не в толпе – одна. Я точно не похожа на футбольного хулигана. Но меня встретили слезоточивым газом. Моей ошибкой было то, что я двинулась в строну полицейского кордона, когда почувствовала, что ситуация в Старом порту становится опасной. Я ждала от них защиты, но когда подошла на расстояние метра, человек в форме принял решение распылить газ мне прямо в лицо. Потом на меня бросилась их овчарка. Этого уже не могла видеть, но слышала ее лай и чувствовала близость.
Видимо, в последний момент другой человек в форме ее удержал, протянул мне руку, помог протиснуться сквозь полицейский строй и даже проводил в кафе, чтобы я смогла там умыться. По-моему он даже извинился, но мне было так худо, что точно я это вспомнить не могу.
Я не понимала, как это возможно. Я ведь просто шла в их сторону в надежде встать за их, как мне казалось, надежные спины, понаблюдать за происходящим, написать потом об этом...
В двухстах метрах отсюда, на параллельных улочках гуляли люди. Там был мир. А это – что? Во имя чего?
Последние несколько дней я пыталась понять, почему это произошло. И пока мне ясно одно: просто они чувствовали, что не контролировали ситуацию, вот и палили без разбора.
«ТАМ БРИТИШИ!»
Случилась неприятная ситуация и у двух моих коллег уже в Ницце – их задержали люди в штатском (так тут сейчас работают многие полицейские) и даже после проверки документов отпускать не торопилась. Я наткнулась на них случайно, но картина сразу стала ясна:
– Вы приняли их за футбольных хулиганов? Нет, это журналисты, я их знаю, мы работаем вместе, они должны быть отпущены, нам известно, что вы ждете хулиганов в Ницце, нам об этом сообщили ваши же коллеги, но эти ребята не хулиганы, мы собирались посетить фан-зону, отпустите их!
Мой монолог возымел действие. Наверняка, часть изложенного мной совпадала с тем, что говорили ребята.
– Don't worry! It's just a control! (не переживайте так, это обычная проверка документов), – утешил меня их главный, который несколько секунд назад по рации решал вопрос, что делать с двумя подозрительными русскими, которые выдают себя за журналистов.
И эта история точно могла финишировать в полицейском участке. Но не надо на нас отвлекаться – остановите настоящих хулиганов. Вряд ли те разъезжают все вместе на автобусах – они давно уже просочились поодиночке, куда нужно, поскольку буйства продолжились в Лилле. Там снова встретились англичане и русские – их команды опять играли рядом – в 30 км друг от друга.
За два дня в этом городе наш mediabus так и не заехал в город – это опасно. Факт – мы не можем проехать по улицам города, который находится в центре Европы!
– Там бритиши, – звучит для нас, как приговор.
ВСЕ ХОРОШО, ТОЛЬКО ХОТ-ДОГИ ПО 500 РУБЛЕЙ
Стадион в Лилле расположен на подъезде к городу – там безопасно. Другой мир, в котором есть только игра и праздник, даже если со слезами на глазах – как у российских болельщиков в день игры со словаками, который обернулся последним местом в группе перед заключительным туром.

Болельщикам, как мне кажется, придраться абсолютно не к чему. Ну разве что к ценам: за хот-дог нужно выложить в районе 500 рублей, поллитровая бутылка воды или газировки – 300. Нынешний курс евро – безжалостен.
А в остальном: стюардов и волонтеров предостаточно, очереди на вход и на досмотр рассасываются мгновенно. Вещи, которые на стадион не пронесешь, можно сдать тут же в камеру хранения. Она совсем близко – в нескольких метрах. Окошек много, очередей нет.
Возникает небольшая сутолока возле камер при получении, но тут уж ничего не поделаешь.
В число запрещенных «препаратов» на этом евро включены почти все снимающие приборы, даже мыльницы. Правила, впрочем, могут меняться от стадиона к стадиону и от стюарда к стюарду. К примеру, в Марселе мне категорически запретили пронести с собой планшет, а в Лилле позволили. Не пускали тут и с большими флагами: с вердиктом «ту биг» завернули кучу народа. А уж мы помним, что в Марселе английским полотнищами был завешан весь стадион.
Обыскивают тщательно: прощупывают одежду, перетряхивают даже маленькие сумочки.


Обстановка в целом – крайне дружелюбная. В течение трехчасовой прогулки в районе стадиона перед матчем не довелось увидеть ни драк, ни потасовок – ни одной ситуации, напоминающей конфликт. Ни одной.
Словаки с удовольствием фотографировалис
Официальный партнер проекта «Россия любит футбол Драйв» - компания MAN.





