Отцы из Коста-Рики. Колонка Константина Клещева

Еще две недели назад российская футбольная жизнь была другой. Она была предвкушением праздника. В минувшее воскресенье наступило похмелье, хотя отмечать еще толком не начали. Почему сборная России оказалась лишней на Евро-2016, попытался разобраться специальный корреспондент «Советского спорта».
Берем исходные данные.
Население России составляет сегодня по разным оценкам примерно 146 миллионов человек. Из них в футбол играют около 2,5 миллионов или 1,7 процента. В РФПЛ – 16 команд с общим бюджетом приблизительно 800 миллионов евро.
Население Уэльса – 3 миллиона человек. Сколько там футболистов, найти не смог, но, как пишет газета South WestEvening Post, к 2024 году каждый второй школьник должен играть в футбол. В ВПЛ (Валлийской премьер-лиге) – 12 команд с общим бюджетом в лучшем случае 6 миллионов евро. Сужу по единственному профессиональном
Конечно, можно сказать, что почти все валлийцы играют за английские клубы, а Гарет Бэйл из «Реала» и вовсе мегазвезда, каких в России давно не было. Все так, но выбор-то, как ни крути, все равно из 3 миллионов, а не из 146 000 000.
Сравнение, конечно, хромает, потому что, следуя этой логике, всегда и везде должен был бы побеждать Китай, где живет более 1 миллиарда 300 миллионов человек. Футбол гораздо более сложен, и побеждает тот, кто лучше использует человеческий потенциал, каким бы ограниченным он ни был.
В связи с этим вспомню случай, когда мой коллега журналист газеты L’Equipe Жозе Баррозо приехал в прошлом году в Москву готовить материал о российском футболе. Дело было еще при прежнем президенте РФС Николае Толстых. Баррозо договорился об интервью с генеральным секретарем РФС Анатолием Воробьевым, а автора этих строк попросил помочь с переводом. После приветствий и рукопожатий Воробьев неожиданно озадачил французов вопросом: «А знаете, чем я сейчас занимаюсь?». Вежливый Баррозо изобразил крайний интерес и пытливую работу ума, но, разумеется, не догадался, переспросил: «И чем же?» «Провожу сравнительный анализ развития футбола на Коста-Рике и в регионах Золотого кольца». Что такое Коста-Рика Баррозо знал, а пока я объяснял ему, что такое Золотое кольцо, Анатолий Иванович достал географические карты, с очертаниями Коста-Рики и областей Золотого кольца. «Ведь похоже?» - то ли спросил, то ли сообщил нам генсек РФС. «Похоже», - закивали мы. «Так вот, все население Коста-Рики составляет 5 миллионов человек. Население Золотого кольца больше, хотя это малая часть России. Но в четвертьфинале чемпионата мира-2014 играла Коста-Рика, а Россия даже из группы не вышла».
Триумф был полный. Баррозо, раздавленный величием проблемы, над решением которой бился Воробьев, попытался было урезать интервью, но в итоге еще полчаса разбирался вместе с генсеком в графиках и диаграммах. Здание РФС француз покидал, так и не поняв, в каком направлении развивается российский футбол.
С тех пор многое изменилось. Табличку «Толстых» на входе в кабинет президента РФС сменили на «Мутко». Долги РФС тают как облака в летнем небе, открывая лучезарную глубь. Для сборной созданы идеальные (без иронии) условия для подготовки. Все вроде неплохо, но в плей-офф опять Коста-Рика (то бишь Уэльс), а мы играем на первенство Золотого кольца.
Когда-то популярный комментатор Владимир Перетурин, приводя в пример темнокожих голландцев Руда Гуллита и Франка Райкарда, сетовал на то, что нам не хватает отцов из Суринама (кто не помнит, это бывшая колония Нидерландов в Южной Америке). Возможно, отцы из Коста-Рики и пригодились бы, а вот с бразильскими и немецкими отцами не прокатило. Правда, Гильерме так и не сыграл во Франции, а Нейштедтер выглядел, мягко говоря, крайне бледно. Ну, да бог ними, с отцами. Что делать РФС? Какие стратегии писать? Не обещать же, что нынешнее поколение болельщиков увидит, как Россия выиграет чемпионат мира по футболу, как это сделал в свое время бывший руководитель РФС Сергей Фурсенко. И не пытаться же изгнать торговцев из храма футбола, как последний бывший глава нашей федерации Николай Толстых.
Есть краткосрочные планы. Определиться с новым главным тренером сборной или оставить Леонида Слуцкого. Он набил шишек и, как умный человек, прежних ошибок не повторит. Составить вместе с ним список футболистов, которые будут готовиться к чемпионату мира 2018 года. И не просто арифметически, как Фабио Капелло (в премьер-лиге 16 клубов, в каждом – по 4 кандидата в сборную), а детально, тщательно, добросовестно и поговорив с каждым, кто может принести пользу национальной команде. Провести переговоры по спаррингам.
Есть среднесрочные. На чемпионате мира 2018 года история ни российского, ни мирового футбола не заканчивается. И если уже сегодня ежу, который видел матч Россия – Уэльс, ясно, что через два года мы мировое первенство не выиграем, хотя хотим, давайте думать, когда это возможно. Пример берем с китайцев. Там партия сказала так: сначала выходим в финальную часть чемпионата мира, потом проводим чемпионат мира у себя, а затем выигрываем его. На базе клуба «Гуанчьжоу Эвергранде» уже построено 50 полей, на которых под руководством испанских специалистов тренируются 2000 мальчишек. Галицкий обзавидуется!
И есть долгосрочная перспектива. Когда селекция пойдет по всей стране, во всех регионах, где будут работать современные футбольные центры. Где квалифицированны
Вот тогда мы не будет лишними ни на мировых, ни на европейских первенствах. И биться будем не на улицах Марселя и площадях Лилля, а на футбольных полях.
Ну, а отцы из Коста –Рики найдут, чем заняться.





