V4x3 l 1464795793187

«Зенит» вдобавок к сайту на китайском языке открыл аккаунты в местных соцсетях и твиттере. «Советский спорт» пообщался с человеком, который знакомит китайцев с российским футболом.

Самарские первопроходцы

Удивительно, но «Зенит» не первым в России начал покорение китайского рынка. В 2015-м это сделали самарские «Крылья Советов», когда завели аккаунт в социальной сети Weibo – аналоге твиттера. Самарцы тогда рассказали, что в Китае есть фан-клуб, а вот рассказывать о жизни команды некому. Решение логичное - в Китае не работают привычные соцсети вроде твиттера и фэйсбука, поэтому приходить нужно в местные сервисы.

Пока «Манчестер Юнайтед», «Реал» и другие европейцы ездили в китайские турне, российские клубы в этом направлении не двигались. Чуть раньше попытку предпринял ЦСКА, летом 2013-го сыграв два товарищеских матча в Китае. Армейцам не понравилось, но и футбол в Китае тогда был на другом уровне. КХЛ в этом плане, кстати, ушла далеко вперед: взяла в лигу китайский «Куньлунь», который не подвел и в первый же сезон в плей-офф боролся с «Магниткой».

О «Зените» в Китае стали говорить летом, когда в «Шанхай» отправили Халка за 56 миллионов евро. Через полгода к нему присоединился Витсель – его за 21 миллион приобрел «Тяньцзинь Цюаньцзянь». Между этими событиями петербуржцы открыли китайскую версию сайта, а в марте 2017-го пришли в китайские соцсети.

Из Китая в Петербург – ради «Зенита»

Работают на китайскую аудиторию два человека – Зихао Ли и Ху Сян. Зихао делает свою часть работы из Калифорнии. А вот второй парень живет в Петербурге уже три года и изучает русский язык. Он даже в Петербург переехал именно из-за «Зенита»!

– Я узнал о «Зените» из интернета, еще когда жил в Китае, – рассказывает Ху Сян. – У нас не так много говорят о российском футболе, в основном все знают три клуба – «Спартак», «Зенит» и ЦСКА. Многие думают, что российских футбол – не очень высокого качества. Сначала «Зенит» понравился мне из-за восхитительного цвета формы. Я начал смотреть матчи, еще даже не зная игроков, искал новости. Но информацию о «Зените» найти было сложно – никто ничего не писал. В своем родном городе Чжучжоу я старался встречаться с русскими людьми, спрашивать их о футболе – у них явно было больше информации!

Теперь Ху Сян сам меняет ситуацию: с марта ведет китайские социальные сети и сайт «Зенита». Кроме твиттера, который, скорее, рассчитан на китайскую аудиторию в Петербурге и России, есть еще аккаунты в Weibo. Ху Сян определяет главный фактор успеха – делать быстрые новости. Это кажется очевидным, но проблема многих иностранных версий социальных сетей и сайтов в том, что они обновляются нерегулярно. Те же «Крылья Советов» в своем китайском аккаунте не публиковали ничего уже почти месяц.

– Я стараюсь публиковать все оперативно – что-то пишу сам, что-то перевожу с сайта, – делится редактор китайской версии сайта. – Скорость – это то, что делает тебя особенным. Людям нравится, они интересуются историей команды, ее жизнью. Вообще мне часто пишут и спрашивают: «А это официальная страница клуба? А это хорошая команда?» Я отвечаю: «Конечно!» Главная моя цель – сделать так, чтобы люди знали о «Зените». Не так важно, начнут ли они за него болеть. Почему люди в Китае знают о «Барселоне», «Манчестер Сити» и так мало знают о «Зените»? Но это вопрос не одного дня и не парочки, а долгий процесс.

Дзюба – Танк!

Кроме социальных сетей, «Зенит» стал сотрудничать с сайтом Dongqiudi (читается как «Дончоти»). Это крупное китайское СМИ о футболе – международном и местном. Как и в любом издании, новости здесь появляются о разных командах, но именно петербуржцы решили сами сообщать о себе. Здесь новости сине-бело-голубых в среднем читают 35 тысяч пользователей из многомиллионной аудитории соцсети.

– Это лучший способ рассказать людям о команде. Люди обсуждают новости в комментариях. И опять же – мы все делаем оперативно. О других клубах новости могут появляться через неделю. В Китае хорошо знают Дзюбу, Шатова, Кокорина, потому что они выступали на чемпионате мира. Но Дзюба всем нравится особенно – его даже называют Танк Дзюба! Потому что он очень высокий, – весело рассказывает Сян.   

Выход на китайский рынок – это, безусловно, не только аккаунты в социальных сетях, но и продвижение бренда, атрибутики, игроков. На зимних сборах Мирча Луческу устроил команде марафон товарищеских игр, две из которых – с китайским «Чанчунь Ятай». Затем зенитовцы записали поздравление на китайский Новый год.  А Максим Митрофанов в августе 2016-го рассказывал, что сине-бело-голубые могут провести сборы в Бразилии или Китае. И если после ухода Халка идея с Бразилией потеряла часть актуальности, поездка в Китай – отличный способ заявить о «Зените».

Связанные материалы: