Матея Кежман: Я вырос как футболист под руководством Хиддинка

Матея Кежман за время пребывания в «Зените» уже успел не раз заявить, что счастлив в России, где «чувствует себя как дома».

Матея Кежман за время пребывания в «Зените» уже успел не раз заявить, что счастлив в России, где «чувствует себя как дома». Кежман сравнил стили работы своих бывших тренеров – Гуса Хиддинка и Жозе Моуринью, с которыми работал в ПСВ и «Челси» соответственно.

- Матея, что вы знали о Санкт-Петербурге до своего перехода в «Зенит»?

- До того, как я перебрался в Россию, много раз был в Москве, но ни разу в Петербурге. Меня поразило, насколько красивым оказался этот город, надеюсь, я здесь задержусь.

Уже успел побывать в нескольких музеях, в частности, в Эрмитаже.  Кстати, пробки в Санкт-Петербурге не такие уж серьезные, как об этом говорят. В сравнении со Стамбулом или Мадридом так вообще никакие (улыбается).

- Вам уже тридцать лет, значительная часть карьеры позади. Можете сейчас сравнить себя с тем Матеей, который пробивался в основной состав «Партизана»?

- Давно же это было! Тогда я был совсем ребенком, а сейчас я уже мужчина. С тех пор я успел выиграть чемпионаты Голландии - с ПСВ из Эйндховена, Англии - вместе с лондонским «Челси» и Турции - в составе стамбульского «Фенербахче». Когда я оглядываюсь назад, понимаю, что уже сейчас мою карьеру можно назвать просто фантастической. Если бы того мальчишку, который бился за место в составе «Партизана», спросили, ожидает ли он, что впереди у него такая карьера, то он бы ответил «нет». Так что моими достижениями можно гордиться - я доволен собой.

- Статус суперзвезды вы приобрели в Голландии, когда работали под началом нынешнего главного тренера сборной России Гуса Хиддинка…

- Не надо забывать и о тренере Эрике Геретсе, с ним у ПСВ тоже все получалось неплохо. А потом команду возглавил Гус Хиддинк, и это был настоящий взрыв во всех смыслах этого слова. Пожалуй, именно под руководством Гуса я провел два лучших сезона в своей карьере.

- Что же такого необычного в Гусе?

- Знаете, ему как никому удалось выявить все мои лучшие качества и использовать их на благо команды. Да и вообще он замечательный человек. Гус придает уверенности в собственных силах, учит чему-то такому, что позволяет футболисту лучше разобраться в самом себе. Я считаю, что вырос как человек и как футболист под его началом. Гус сделал для меня много хорошего.

Гус знает, как сплотить команду, создать коллектив единомышленников. Одно из его важнейших качеств - он знает, что именно нужно делать в тот или иной момент. Посмотрите, каких успехов он добивается вместе со сборной России сейчас, как удачно работал со сборными Южной Кореи и Австралии ранее. А ведь еще он приводил к успеху мадридский «Реал», успешно работал в лондонском «Челси»… Поэтому россияне должны быть очень довольны тем, какой тренер у их национальной сборной.

- Матея, так получилось, что вы успели поработать и с другим специалистом, претендующим на роль одного из лучших в мире…

- Прежде всего, Жозе Моуринью - очень умный и находчивый парень. Психолог с большой буквы, это уж не говоря о том, насколько португалец силен в тактике. А еще Жозе умеет подбирать ключик к мотивации абсолютно любого человека.  Мне посчастливилось работать под руководством двух лучших тренеров мира: и с Гусом, и с Жозе. Очень многому научился я и у Моуринью, и это несмотря на то, что с Хиддинком они полные противоположности, что касается характера. Жозе - гораздо более тяжелый человек, специфика португальской души, если хотите. А Хиддинк гораздо более спокойный.

- С кем сейчас чаще общаетесь, с Хиддинком, или с Моуринью?

- С Гусом, поскольку у нас с ним очень много общих друзей. Порой могу попросить у него совета в сложный момент. А с Жозе я виделся лишь пару раз с тех пор, как мы работали вместе в Англии - Моуринью все-таки очень занятой человек.

- Матея, почему вы все-таки решили покинуть «Челси», ведь голы забивали в составе «синих» исправно…

- Не сказал бы, что у меня что-то не получалось в Лондоне. Просто «Челси» - это большая группа очень сильных футболистов, не так-то легко было все время пробиваться в основной состав. А протирать штаны на лавке - я никогда такого не приветствовал. Просто не нахожу себе места на скамейке запасных.

- Матея, как же вас потом занесло в Стамбул? Мне довелось побывать однажды на стадионе «Шукрю Сарачоглу», причем в то время вы были игроком «Фенербахче» - это настоящий ад для футболистов. Как же вы там продержались два сезона?

- Если говорить о моем пребывании в Турции в плане иной религии, то мне было не так уж и сложно, поскольку и в Стамбуле есть немало храмов и церквей, помимо мечетей. Поэтому в религиозном плане я как немусульманин не испытывал особого давления. Сложность заключалась в другом: в турецком обществе футболисты - это действительно звезды первой величины и пользуются вниманием совсем других масштабов, чем в Европе.

Я выступал за «Фенербахче» - один из трех китов турецкого футбола, так число только зарегистрированных поклонников этой команды насчитывает тридцать пять миллионов человек! Представляете, под каким микроскопом находятся футболисты в Стамбуле? В этом городе десяток одних только ежедневных спортивных газет, пройтись по улице просто не представлялось возможным, поскольку узнает тебя буквально каждый прохожий. В такой обстановке давление, которое оказывается на игроков, - просто огромно.

И вот после двух лет такого колоссального давления извне я действительно устал. Ужасно устал. Именно поэтому я начал просить отпустить меня с миром из Стамбула.

- Матея, давайте от клубных дел - к сборной. Сербия стала участником чемпионата мира в ЮАР, опередив в своей отборочной группе французов. Как вы думаете, если ли шанс у Кежмана поехать в ЮАР?

- Конечно, я верю, что у меня есть такая возможность. Все будет зависеть от тренера, ведь в сборной уже очень сильный состав и без меня, наставнику удалось создать в коллективе прекрасную атмосферу. Но если я буду продолжать попадать в основной состав «Зенита» и буду и дальше забивать в России, то, конечно, я смогу надеяться на вызов в национальную команду.

Новости. Футбол