Главный тренер «Калгари» Майк Кинан: Нормальные никогда не выиграют Кубок Стэнли

Трудно представить, как можно не знать такого человека. Одни помнят Кинана по 1987 году, когда он в шикарной серии из трех матчей обыграл сборную СССР на Кубке Канады. Другие знают этого тренера как Железного Майка – великого и ужасного, бьющего по почка
news

ХОККЕЙ
НХЛ

Трудно представить, как можно не знать такого человека. Одни помнят Кинана по 1987 году, когда он в шикарной серии из трех матчей обыграл сборную СССР на Кубке Канады. Другие знают этого тренера как Железного Майка – великого и ужасного, бьющего по почкам своих хоккеистов, чтобы те играли еще лучше. Ковалев и братья Буре, Зубов и Немчинов, Самсонов и Могильный – все они прошли через руки Кинана…

На самом деле «удары по почкам» – это байка. Ее в 1994 году запустил Александр Карповцев. Когда он с товарищами – Ковалевым, Зубовым, Немчиновым – впервые в истории российского хоккея выиграл Кубок Стэнли, в Москве об интервью его попросил один журналист. И Карповцев рассказал хохмы ради, что их тренер Майк Кинан, человек с суровой репутацией, лупит игроков по почкам, выжимая из них все по максимуму. А наш коллега, а значит, и читатели, приняли все за чистую монету.

Но такого – не было. А вот мусорные баки по раздевалке летали, это правда. Он ведь Железный, а не Желеобразный Майк. Кинан часто пинал урны в перерыве, если его команда уступала в счете. Может, поэтому этот тренер входит в пятерку самых побеждающих в истории НХЛ? Представьте себя на месте хоккеиста, у которого над головой пролетает пластиковый контейнер. Более сильную мобилизацию на матч придумать трудно.

ДРУГ И НАЧАЛЬНИК ДЭРРИЛ САТТЕР

В это межсезонье огромным сюрпризом для болельщиков стало назначение Майка Кинана на пост главного тренера «Калгари». Генеральный менеджер клуба Дэррил Саттер позвал на помощь человека, с которым его связывает давняя дружба.

Вообще по сути теперь в «Калгари» двоевластие. Не в том смысле, что команда неуправляемая – просто это все равно, как если бы в футбольном клубе в одной связке работали Фабио Капелло и Жозе Моуриньо. Саттер – тоже человек-легенда, с колоссальным авторитетом среди болельщиков. Этим летом Дэрилл подписал новые контракты с мегазвездами «Огоньков» – Джеромом Игинлой и Робином Региром. А на днях объявил о новом шестилетнем контракте вратаря Микки Кипрусоффа – обладателя «Везина Трофи»-2007 (титул лучшего голкипера лиги).

На столь долгий срок не подписывали никого в истории «Калгари». Цена – $35млн. За первые пять сезонов Киппер будет получать по $6,7 млн. Это элитная зарплата вратарей – примерно столько же зарабатывают Николай Хабибулин («Чикаго») и Роберто Люонго («Ванкувер»). А в последний, шестой, год Микка должен получить всего $1,5 млн.

Один из журналистов спросил, как Саттеру удалось подписать Кипрусоффа за относительно небольшие деньги. Дэрилл ответил в привычно немногословной манере, испепеляя несчастного взглядом: «Я не знаю, откуда вы родом. Но там, где родился я, $35 млн. считаются серьезной суммой».

ЗАЖИГАЙ, МАЙК!

Однако вернемся к Майку Кинану. Сразу после его назначения канадские газеты запестрили информацией о новом главном тренере. Действительно он такой железный? Скоро ли Кинан начнет ломать клюшки и пинать мусорные баки в раздевалке? Кто будет первым игроком, который попадет в собачью конуру? (Так в Америке образно называют опалу. – Прим. ред.). И когда Кинан продаст куда-нибудь шведа Кристиана Хуселиуса, которого он так бесцеремонно турнул в «Калгари» из «Флориды» осенью 2005 года, когда еще руководил «Пантерами»?

А может, «Огоньки» завоюют Кубок Стэнли? Ведь команды Железного Майка выигрывали чемпионство на всех уровнях: университет Торонто, АХЛ (Кубок Колдера), НХЛ (Кубок Стэнли), Кубки Канады 1987 и 1991 со сборной «Кленовых Листьев».

Если 20 лет назад Кинан после поражения своей «Филадельфии» мог улизнуть от общения с прессой через задний ход стадиона или разгромить свою раздевалку, то теперь он философски относится к неудачам и из каждого поражении пытается извлечь урок на будущее. Ведь по первому образованию Кинан – учитель.

Ну а образ Железного Майка, рожденный давным-давно, теперь живет самостоятельной жизнью и уже не полностью соответствует своему прототипу. Настоящий Кинан даже не пытается с ним бороться, что-то опровергать. Он только жалеет, что, когда был моложе, иногда рубил сплеча. По его словам, хорошая репутация зарабатывается годами, а испортить ее можно одним эпизодом.

Да, за карьеру Кинан нажил приличное количество врагов среди игроков и функционеров НХЛ. А как иначе? Ведь когда Майк принял свою первую команду в НХЛ – «Филадельфию» – ему было всего 37 лет! И хотя стычки и скандалы за столь длительную карьеру были неизбежны, факты говорят сами за себя: тренировать в «Ванкувер» его наняли по рекомендации самого Марка Мессье, а во «Флориду» его сосватал Павел Буре.

А еще – и это, я уверен, не знает никто в России – Кинан очень талантливый музыкант, время от времени играющий рок-н-ролл. Забавный случай произошел несколько лет назад в Ванкувере. Майка узнали в небольшом музыкальном клубе и попросили сбацать что-нибудь на сцене. Кинан согласился при условии: чтобы для его товарища подобрали вторую гитару. Владельцы клуба согласились. К огромному удивлению публики, товарищем оказался не кто иной, как Гленн Фрай – лидер легендарной группы «The Eagles»! (Помните их суперхит «Отель Калифорния»?) Приятели зажгли так, что в Ванкувере о том концерте говорят до сих пор.

«КОВАЛЕВА ПОЙМАЛИ НА УДОЧКУ»

Я заранее записался на интервью с Железным Майком. И однажды утром, после тренировки «Калгари», Кинан пригласил меня на беседу в свой офис.

– Майк, когда вы возглавляли сборную Канады, использовали какие-то методики советской хоккейной школы?

– Когда я встречался с командами Виктора Тихонова, было ясно, что оппонент очень силен и в его коллективе железная дисциплина. Я также знал, что Анатолий Тарасов внес огромный вклад в развитие российского хоккея. Всегда старался перенять опыт иностранных тренеров – так что меня вполне можно назвать последователем Тихонова и Тарасова.

– Какой советский игрок вам больше всего запомнился?

– Хмм… – задумался Кинан. – Могу перечислить практически весь состав сборной СССР на Кубке Канады-87. Ларионов, Фетисов, Макаров

Из россиян обязан назвать Павла Буре, Алексея Ковалева, великолепного защитника Сергея Зубова. С этой троицей мне посчастливилось работать. Самым динамичным, конечно, был Павел Буре. А Ковалев – это настоящий артист.

– О Ковалеве ходят слухи, что его могут обменять в «Калгари». Дескать, вы составите ему протекцию: у Алексея не ладятся дела в «Монреале», а вы умеете подобрать к нему ключик.

Кинан улыбнулся:

– Я недавно смотрел игру «Монреаля» с участием Ковалева. Мне показалось, он играет совсем неплохо! Кажется, наставник «Канадцев» Ги Карбонно этот самый ключик к Ковалеву уже подобрал. Со стороны видно, что Алекс – управляемый игрок, который приносит большую пользу «Монреалю». Он же сейчас – лучший снайпер клуба, верно? Вот видите…

– Я читал автобиографию Алексея Ковалева «АК-27». В ней он описывает интереснейший эпизод из финала Кубка Стэнли-1994, когда «Рейнджерс» обыграл «Ванкувер» в семи матчах. «Рейнджеры» вели 3-1 после четырех встреч, когда появился слух, что вы покинете команду по окончании сезона. Лидеры клуба решили преподнести вам урок, сознательно проиграв два следующих матча. Вас фактически сплавляли?

Тут произошло неожиданное. Увидев обложку книги с фотографией улыбающегося Алексея Ковалева и названием «АК-27» крупными буквами (автобиографию я захватил в качестве наглядной агитации), Кинан воспринял ее как сувенир и ловко цапнул книгу у меня из рук. И хотя это был мой единственный экземпляр, к тому же с дарственной надписью от соавтора, отказать я не мог. Пришлось подыграть Майку: «Да-да, берите в подарок». А шельмец Кинан произнес с улыбкой: «Жаль, что она на русском языке. Но фотографии ведь там очень интересные, да?».

– Был такой слух, – возвращается к моему вопросу Кинан. – Его запустили люди из НХЛ. Уж точно не знаю, кто. Но уверен, это были «доброжелатели», которые хотели пустить «Рейнджерс» под откос. Они пытались разделить команду на группировки игроков, отвлечь их от главной цели.

Этот монолог мне чем-то напомнил страдания Анатолия Бышовца в «Локомотиве».

– Не думаю, что игроки всему верили, – продолжил Кинан. – Хотя, как видим, молодые ребята попались на эту удочку, в том числе Ковалев. Ну, а что касается моего ухода – незадолго до финала Кубка Стэнли команда была продана. Новый владелец планировал привести своих людей на ключевые позиции. В конечном итоге так все и вышло. Но я покинул «Рейнджерс» по своей инициативе, подписав контракт с «Сент-Луисом». А какой смысл оставаться в клубе, победившем в плей-офф, если тебе не доверяют?

«ФЕДЕРАЦИЯ МЕНЯ НЕ ЗАМЕЧАЕТ»

– В следующем году чемпионат мира впервые в истории пройдет в Канаде...

– Да, в Галифаксе и Квебек-Сити.

– До того как вы приняли предложение «Калгари», вас случайно не звали к рулю сборной «Кленовых листьев»?

– Последний раз я руководил сборной в 1993 году, на чемпионате мира в Германии – тогда мы, кстати, в полуфинале проиграли сборной России, а вы взяли золото. Уж не знаю, по каким причинам, но я давным-давно пропал с радара канадской федерации. Очень буду удивлен, если меня вновь пригласят на тренерский пост.

– Так почему же вы вернулись на аналогичную должность в НХЛ? Вы были генеральным менеджером «Флориды» – команды из штата пенсионеров. Казалось, это закат вашей карьеры…

– Но квалификацию ведь я не потерял? – Кинан сверкнул глазами. – И когда мой товарищ Дэррил Саттер позвонил и попросил ему помочь, я охотно согласился.

– Вы по-прежнему такой же жесткий в управлении командой?

– Знаете, почему я могу назвать фамилии практически всех игроков, которые выступали под моим руководством? – Кинан ответил вопросом на вопрос. – Потому что я уважаю хоккеистов. Да, я к каждому игроку предъявляю завышенные, даже ненормальные требования. Потому что нормальных недостаточно! Норма – это серость, удел середняков. Они никогда не выиграют Кубок Стэнли!

Новости. Хоккей