Тренеры чемпионов мира Вячеслав Быков и Игорь Захаркин: Если не разрешат остаться в ЦСКА, уйдем из сборной

Окончание. Начало – на стр. 18
news

ХОККЕЙ. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ЧМ-2008
«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

«А ЗАЧЕМ НАМ ТРЕТИЙ?»

– Как вы умудряетесь успешно совмещать работу в клубе и сборной?

– Нужно правильно организовывать труд, – считает Захаркин. – Концептуально, методически мы используем похожие приемы и в ЦСКА, и в сборной.

– Мы создали два штаба – для сборной и клуба, – говорит Быков. – Но сейчас мы хотели бы устроить институт сборных – группу людей, которые будут работать только на национальную команду.

– А когда в сборной появится третий тренер? На время чемпионата мира вы даже хотели привлечь шведа Ульфа Далена, но он работает в «Далласе», который далеко прошел в плей-офф НХЛ.

– Зачем нам третий тренер? – задает контрвопрос Быков.

– Пусть просматривает энхаэловцев.

– У нас в этом году были проблемы с игроками НХЛ? – в атаку переходит и Захаркин. – А если все нормально, то зачем что-то менять? Другой взгляд? К слову, насчет другого взгляда хочу сказать отдельно.

Я очень благодарен вашему обозревателю Юрию Цыбаневу. С моей точки зрения, это один из немногих журналистов, аргументированные публикации которого наталкивают на серьезные размышления. От себя лично скажу ему спасибо: Цыбанев первым стал писать о нас именно как о дуэте.

– Да, мы – дуэт, – подтверждает Быков. – Не значит, что мы кого-то отвергаем. Но любой человек в нашем союзе – это еще один организм, который может или нарушить, или усилить наш баланс. Так что это очень тонкая материя.

– Когда сборной руководил Владимир Крикунов, ему в вину ставилось, что он не знает, как играют энхаэловцы.

– Кто же не знает, как они играют? – удивляется Быков. – Ну да, есть хоккеисты, у которых не идут дела в клубе НХЛ. Но они приходят к нам в сборную и раскрываются. Просто нужна концепция построения команды. И игроки должны подбираться под нее, а не просто так.

– Все знают, кто такой Ковальчук, – приводит пример Захаркин. – Его сильные и слабые стороны. Мы не в курсе, в каком он состоянии, например, на 15 февраля. Но когда Илья попадает к нам в руки в апреле, мы проводим тестирование и понимаем, как подвести его к чемпионату мира в должной форме.

– Или вот Дмитрий Калинин, – вступает Быков. – Многие из тех, кто следит за НХЛ, говорили нам: «Это средний игрок. Он провел плохой сезон». А сейчас те же канадские специалисты увидели, как работал Калинин в Квебеке, и ахнули: «Как же он преобразился!».

Илья Ковальчук приехал в сборную и вздохнул: «Может быть, здесь я хоть что-нибудь выиграю?». Он сам признает, что сезон в НХЛ получился неудачным. Даже несмотря на 52 забитых гола. И вот пожалуйста – Ковальчук сделал результат.

«СПРАВИЛИСЬ БЫ И В НХЛ»

– В вашем дуэте есть кто-то главный?

– В понедельник главный – он, во вторник – я, – шутит Быков.

– От рождения идеи до ее воплощения мы работаем вместе, – говорит Захаркин. – Но главный тренер – Быков, потому что он выходит на команду с речью. И от того, насколько он будет энергичен и эмоционален, даст правильную установку, и зависит результат.

– Мы же не ходим в обнимку целый день, – замечает Быков и обнимает Захаркина. – Бывает, ругаемся, жестко спорим, задаем друг другу дурацкие вопросы, которые приводят к ненужным мыслям. Но мы стараемся развивать, шлифовать свои идеи. И находимся в вечном творческом поиске.

– А вы таким тандемом могли бы работать в НХЛ?

– Хоккей везде одинаковый! – восклицает Захаркин. – Но если человек умный, он везде пробьется. Еще раз веду к мысли, что тренеры должны быть высокоэрудированными людьми.

Фантазировать можно долго. Но за всю историю в НХЛ работало два-три наставника из Европы. Чех Иван Глинка в «Питтсбурге», финн Алпо Суханен в «Чикаго»… Если бы мы со Славой получили такое предложение, то, безусловно, справились бы. Заявляю это совершенно трезво и взвешенно.

– Но нужно выполнение ряда условий, – замечает Быков.

– Каких же?

– Первое – чтобы нас пригласили. Второе – нужно очень хорошо знать английский.

– Со своим французским вы вполне могли бы работать в «Монреале».

– Я как раз недавно в Квебеке встретился с Марселем Обю (президент «Нордикс», который в 1987 году, после знаменитой серии Рандеву, выбрал Хомутова и Быкова на драфте НХЛ. – Прим. ред.). Он мне сказал: «Игроком я тебя не взял, но теперь хотел бы как тренера получить». Я ему отвечаю: «Сначала клуб НХЛ обратно получи». Ведь «Нордикс», как известно, в 1995-м переехал в Денвер и стал называться «Колорадо».

Так что к работе в НХЛ мы с Игорем готовы. Но это закрытая система. И туда очень не любят впускать иностранцев.

«НЕ ГОВОРИ О БЕЛОЙ ЛОШАДИ!»

– Наши игроки после победы над канадцами дружно пели гимн. Как получилось, что все знали слова?

– Мы никого не заставляли учить! – уверяет Быков. – Это инициатива ребят.

– Так мы же слышим гимн перед каждым матчем чемпионата России! – напоминает Захаркин. – Нужно быть идиотом, чтобы не запомнить слова.

– Всего на сборную России дали 36 золотых медалей. По нашей информации, всем не хватило – например, пресс-атташе Василию Канашенку или спарринг-вратарю Сергею Звягину.

– Звягин и другие, кто помогал нашей сборной на чемпионате мира, получат медали чуть позже, – объясняет Быков. – Их дозаказали. Мы настояли на таком решении. Это оценка труда людей, которую нельзя игнорировать.

– В одном из ваших интервью, Вячеслав Аркадьевич, промелькнула любопытная фраза: «Против сборной России работали 160 экстрасенсов!». Это вы серьезно?

– Абсолютно. У меня есть друзья, которые предоставили четкую информацию: против нас работали. Будучи игроком, я чувствовал подобное воздействие на себе. Когда выступал в Швейцарии, во время одного финального матча я был сам не свой. Чувствовал, что со мной происходит что-то неладное. Потом мне сказали: Слава, над тобой поработали.

Я знаю людей, которые обладают сверхъестественными способностями. Они могут лечить своей энергией, наложением рук. Это же не секрет. Да, встречаются шарлатаны. Но есть и много целителей.

– Нас поразил факт, что после полуфинала с финнами игроки сборной России чуть ли не в полном составе пошли… в бар, где гуляли до глубокой ночи. Как же вы их отпустили?

– Ничего страшного. Это их личное время, – уверяет Захаркин. – Пусть идут, куда считают нужным. Понятно, что после игры сразу не заснешь. И не важно, как это называется – клуб, бар или дискотека. Это ведь не значит, что парни пошли туда развлекаться и пить.

– Как в анекдоте: «Не говори о белой лошади!». И у всех в сознании сразу рисуется белая лошадь, – улыбается Быков. – Надо доверять игрокам.

– Даже если бы в финале золотой гол забил не Ковальчук, а Хитли, мы никогда не свалили бы это на ту тусовку после матча с финнами, – развивает мысль Захаркин. – Скорее это была бы наша, тренерская ошибка, раз победили канадцы. Кроме того, никогда нельзя делить команду на «мы» и «они»… И вообще, очевиден позитив. Ребята собрались коллективом, пошли вместе отдыхать и общаться в клуб.

– А вас не позвали…

– На это мы не обиделись. Потому что сами были в другом клубе, – смеются Быков и Захаркин.

АВТОГРАФ-СЕССИЯ

Встреча в редакции длилась полтора часа. Когда она закончилась, Быкова и Захаркина атаковали любители автографов – журналисты, их друзья. Такой огромной популярности людей из мира спорта за историю «Прямых линий» я не видел никогда! Дошло до того, что вашего корреспондента под шумок приняли за экс-форварда ЦСКА Николая Лемтюгова и попросили расписаться на его фотографии.

Автограф-сессия затянулась почти на полчаса. А потом мы спустились в отдел хоккея «Советского спорта», где позволили себе раскупорить бутылку хорошего вина. Быков и Захаркин чокались с нами кулаками (первый за рулем, второй не употребляет алкоголя), мы – фужерами. Пили, конечно, за победу. За нашу победу. Как в миллионный раз подчеркнули тренеры, этот кубок чемпионов мира, эти золотые медали принадлежат не только им, а всему народу.

Новости. Хоккей