Форвард «Ак Барса» Алексей Морозов: Кто хочет драк – смотрите бои Валуева!

ХОККЕЙ. КХЛ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Капитан «Ак Барса» больше часа отвечал на вопросы журналистов и читателей «Советского спорта». Разговор произошел за сутки до того, как Алексей Морозов сделал дубль в матче с «Авангардом» (4:2), чем сильно огорчил своего бывшего одноклубника Яромира Ягра.
«…И ТУТ ЯГР ДАЛ МНЕ ПАС»
— Яромир передавал вам привет, — первым делом сообщаю Алексею.
— Правда? – обрадовался Морозов. – Ну завтра с ним увидимся. Надеюсь, удастся поболтать.
— Но он же не в «Питтсбурге», а в «Авангарде». Можно сказать, вы теперь – враги.
— Да ладно, бросьте! Если Ягр сейчас в другой команде, то я и поговорить с ним не могу? Это я на площадке ничем делиться не буду. А вне льда мы – добрые знакомые.
— Яромир сказал, что очень давно не наблюдал Морозова в деле.
— Три с половиной года. Собственно, и я его столько же времени не видел. Помню, последний раз мы играли друг против друга в Казани…
— Сколько раз вы выходили в одной тройке с Ягром в НХЛ?
— Не так часто. Точно, что первые 12 матчей, – я тогда играл в звене с Роном Фрэнсисом и Ягром, причем на левом фланге. Но у меня не заладилось…
— Как может не заладиться, когда рядом такие звезды?
— Представьте себе. Тренеры не были довольны моей игрой. Ждали чего-то иного.
— Может, Фрэнсис на вас наябедничал? Зачем, мол, ко мне в тройку молодого поставили?
— Понятия не имею. Ведь я тогда вообще не понимал по-английски. Может, ветераны и жаловались. Но я бы так не поступил. Мне бы сейчас поставили в тройку 20-летнего Морозова, я бы не отказался с ним поиграть, — смеется Алексей.
— Первый гол в НХЛ вы забили с передачи Яромира?
— Именно так. В первом периоде матча с «Лос-Анджелесом» мы с Ягром вышли «два в один». Он отдал мне такую передачу на дальнюю штангу, что оставалось только замкнуть угол.
«ЗАРИПОВУ ТРУДНО ТЯГАТЬСЯ С БЕКХЭМОМ»
— Что должно произойти, чтобы вы сказали: КХЛ уже догнала НХЛ?
— Признаю это, когда в Россию вернется играть Илья Ковальчук, – Морозов решил вспомнить о лучшем друге. – У него бешеная популярность в Америке. Но если Ковальчук выберет наш чемпионат, значит, КХЛ ни в чем не уступает НХЛ.
— НХЛ сильно потеряет, если там не останется наших? Русских легионеров можно в Красную книгу заносить – исчезающий вид…
— Потеряет, и еще как! Люди за океаном ходят на Овечкина, Ковальчука, Малкина, Дацюка, Ковалева… Не только русскоязычное население, но и североамериканцы. На наших звездах держится бизнес многих команд. Да и вообще прошлый сезон НХЛ не зря называли русским – наши ребята показали себя очень ярко.
— Вам удалось погулять с Ковальчуком в Москве?
— Да, встречались, ходили на ужин. Но, после того как Илья вернулся из отпуска в Сан-Тропе, виделись реже. У меня началась предсезонка… Вообще-то я думал махнуть к нему во Францию. Но не получилось – отпуск в этом году был коротким. Только и успели с женой, что слетать к себе домой в Майами.
— Ковальчук в Сан-Тропе не только отдыхает, но и в передачах снимается – «Большие гонки», «Форт Боярд»…
— Меня в них тоже звали. Но я не нашел времени. У Зарипова его больше, он в этом году снялся в «Больших гонках». Скоро увидите, как Данис будет «зажигать» на Первом канале.
— Мне кажется, скромность не позволяет вам раскрываться в таких шоу-проектах.
— Наверное, вы правы. Было бы тяжеловато. Сто раз подумаю, прежде чем идти на съемки. Не люблю позориться на публике.
— А вообще вам по контракту можно сниматься в экстремальных передачах?
— Настолько глубоко я его еще не изучил (Морозов только в прошлую пятницу подписал новый пятилетний договор с «Ак Барсом». — Прим. ред.). Может, там и есть запрещающий пункт… С другой стороны, меня защищает страховка.
Вообще экстрим в таких передачах бывает редко. Но однажды в «Больших гонках» нужно было убегать от здоровых быков. Я бы и под ружьем на такой конкурс не пошел. Чтобы меня на рога подняли? Нетушки, мне здоровье дорого.
— Насчет Майами. У вас ведь там свой дом. Уехали бы туда, если бы поступило предложение из «Флориды»? Круглый год можно было бы жить в раю.
— Ага, и ходить на тренировки, пахать на матчах… Никакой свободы. После этого на раю можно было бы ставить крест. Какой кайф отдыхать на месте работы? Пришлось бы искать новый рай где-нибудь в Лос-Анджелесе.
— Кстати, вашего партнера Даниса Зарипова настойчиво звали в «Лос-Анджелес», но он тоже решил подписать пятилетний контракт с «Ак Барсом».
— Куда ему ехать в Калифорнию? Там уже есть Бекхэм, — смеется Морозов. – Данису будет трудновато обогнать его по популярности… А если серьезно, я выбором Зарипова не удивлен. Зачем уезжать оттуда, где тебе хорошо?
— Поэтому вы не едете в НХЛ?
— Что я там забыл? Когда был молодым, эта лига казалась мне интересной. А сейчас у меня семья, ребенок. Я прижился в Казани, мне комфортно тут жить и играть. К тому же развивается КХЛ. Вот в следующем сезоне, говорят, в нашей лиге вообще 32 команды будет. Представьте себе такую конкуренцию. Завоевать Кубок Гагарина будет ничуть не легче, чем выиграть Кубок Стэнли.
— Это не иллюзия?
— Нисколько. Посмотрите, как бурно и быстро меняется наша лига. Вот я включил телевизор, чтобы посмотреть матч открытия – «Салават Юлаев» против «Локомотива». Там «картинка» совсем другая, чем раньше. Качество лучше, дают много статистики. В перерыве разбирают матчи ничуть не хуже, чем в НХЛ.
— И график игр теперь будет, как за океаном…
— Я изучил календарь на досуге. Пять матчей за десять дней, причем на выезде – впечатляет, да? Правда, потом почти неделя отдыха. Нагрузка приличная. Но что жаловаться-то? Все в одинаковых условиях.
«НИКОГО НЕ ПУЩУ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ»
— Начинаю задавать вопросы болельщиков… Как поживает ваш сын Никита?
— Шестого сентября ему исполняется годик. Сын уже многое понимает. Говорит: «Дай!», «Мама», «Где папа?»… Потихоньку начинает ходить. Радует родителей. Жена думает через год начать учить его английскому.
Читатель с ником Max_veryea: Сейчас модно вести дневники – блоги – в Интернете. Они есть у Зарипова, Ковальчука, Ковалева… А вы что тянете?
— Мне предлагали. Но я не хочу. О чем писать? Куда я пошел и что делал? Это моя личная жизнь. Посторонних в нее не пущу. А рассказывать о хоккее – все и так написано в отчетах о матчах и моих интервью.
OSDV: В Казани вы очень популярны. А в Москве вас часто узнают?
— Гораздо реже. Ведь в Казани только одна хоккейная команда, а в Москве их много, да и населения раз в десять больше. Там легче затеряться в толпе. Или в автомобильной пробке, – улыбается Морозов. – Я вот в Майами встретил Кристину Орбакайте. Она меня не узнала, да и я сделал вид, что тоже. Зачем людей стеснять? Ведь Орбакайте приехала во Флориду на отдых…
Не люблю, когда меня также в упор разглядывают, шепчутся: «Смотри, это Морозов». Ну и что? Я ведь тоже живой человек. Что, я не могу по улице пройтись?
— Это результат популярности. А теперь вас вообще в компании с Ягром и Яшиным сделали лицом КХЛ.
— Даже в рекламе сняли. «Ак Барс» как раз был в Одинцово на сборах. Телевизионщики выдали мне текст, рассказали, что надо сделать…
— С первого дубля получилось?
— Что вы! Кучу времени потратил. Искали выражение лица, чтобы режиссеру понравилось, ставили свет, фон… Я не думал, что будет такая морока. Сказать в камеру: «Смотрите хоккей» — тоже мне фокус.
— Результатом довольны?
— Не очень. Я вообще не люблю смотреть на себя по телевизору. Вздрагиваю от неожиданности: «Бог ты мой, кто это?» Наверное, я не самый хороший актер.
Olenenok: Девушка в хоккейной форме – это красиво?
— Если болельщица в свитере, к примеру, «Ак Барса» или сборной России – да, красиво. А вот женский хоккей мне не нравится. Не могу понять девчонок, которые любят гонять шайбу. Никто меня не переубедит, что хоккей — чисто мужской спорт.
OSDV: Ваше отношение к ситуации в ваших родных «Крыльях Советов», которые разделились на два альтернативных клуба.
— Тяжелая ситуация… Когда в середине 90-х на две части развалился ЦСКА, я и в страшном сне не мог представить, что то же самое произойдет с «Крылышками». Больно смотреть на то, что происходит с родной командой. Жаль, ничем серьезным ей помочь я не могу.
«МЕЧТАЛ О СНИМКЕ С ФЕДОРОВЫМ»
– (Imagodei). Не считаете, что яркая игра звена Морозов – Зиновьев – Зарипов идет во вред вашей индивидуальности? Если бы вы были солистом в команде, где нет других звезд, то блистали бы еще ярче.
– А знаете, как тяжело играть в одиночку? Мне, наоборот, больше нравится комбинационный хоккей. Когда рядом хорошие партнеры, можно горы свернуть. Я же не единоличник, а командный форвард.
Tohaslip: У вас очень хорошее катание, с широкой постановкой ног, но при этом мало резких челночных разгонов и торможений. Ваш стиль из детской школы идет?
— Разумеется, все там закладывалось. Сейчас я бы и рад поменять что-то – знаете, как в компьютерной игре, где можно сделать щелчок, как у Ковальчука, напористость, как у Овечкина. Но я – Морозов, со своими достоинствами и недостатками. Такой, каким меня воспитали детские тренеры.
— Чье катание вы считаете лучшим и худшим?
— Вспоминаю тафгая Стива Маккенну из «Питтсбурга». Длинный, как жердь. Он не скользил, а топал по льду. Но катание ему и не нужно – лишь бы добраться до кого-нибудь из соперников и надавать тумаков.
А лучше всего катался Лемье. Он делал это медленно, плавно. Кажется, что Марио шагал на месте. Но за ним было не угнаться. Лемье не семенил ногами, а без напряжения плыл по льду.
Можно сказать, что катание хоккеиста – это его автограф. Оно у каждого разное. И фирменное, как росчерк пера.
Vasserega: Назовите город вашей мечты.
— Ни о чем не мечтаю. Мне нравится оседлый образ жизни. Майами, Казань, Москва, несколько раз отдыхал в Арабских Эмиратах. Вот закончу хоккейную карьеру и буду путешествовать. Начну с того, что посмотрю всю Европу. А пока на это нет времени.
Хайр: Вы способны, как Игорь Ларионов, играть до 43 лет?
— Это очень тяжело. Я задался целью дотянуть до Олимпиады-2014 в Сочи. А там как получится. Никто не застрахован от травм и спадов.
Elena_st: Вы только два раза пересекались с Сергеем Федоровым в сборной – на Играх-98 в Нагано и на ЧМ-2008 в Квебеке. Когда вам было легче находиться с ним в команде?
— Десять лет назад я был совсем молодым. Сергей Федоров, Павел Буре для меня были как небожители. Хотелось сфотографироваться с ними на память. Как-нибудь тайком, когда Федоров мимо проходил. Я бы сгорел от стыда, если бы попросил его об этом напрямую.
Теперь же у меня есть свои взгляды на хоккей. Они во многом совпадают с мнением Федорова. Я был капитаном сборной, Сергей – ассистентом. Нам было легко общаться и обсуждать тактику команды.
— Так вы все-таки сфотографировались с Федоровым?
— Не, — смущается Морозов. – Есть только командная фотография с тех турниров.
Elena_st: Несколько лет назад в НХЛ блистала связка Павел и Валерий Буре. А у вас была мечта поиграть вместе с братом Валентином в дуэте?
— Сейчас я и думать об этом забыл. Ведь Валя завершил карьеру, занимается бизнесом. А по молодости мечтали об этом. Правда, в сборной никогда не пересекались.
— А у вас есть свой бизнес? Например, Максим Сушинский в свободное время управляет автосалоном.
— Есть дело, куда я вкладываю деньги. Но афишировать его не буду.
— Кроме хоккея и бизнеса, знаю, вы еще и учитесь.
— Да, уже год отучился на юридическом факультете Казанского университета имени Ленина. Я – заочник, и второе образование получу через два года. Это у меня будет второе высшее после университета физкультуры.
— Получается, вы сами как юрист могли бы оценить свой контракт с «Ак Барсом».
— У меня пока нет навыков. Хотя я почитал договор, разобрался почти во всем. Трудность была только в том, что нужно досконально знать правила КХЛ, а они были написаны совсем недавно. В общем, рисковать не стал. Доверился своему агенту – опытному специалисту, который назубок знает все нюансы.
— На юриста учиться сложнее, чем на хоккеиста? Вам ведь не будут делать поблажек, что наверняка бывает в университете физкультуры с игроками сборной.
— Это вы зря так думаете. Ребята вон рассказывают, что в РГУФКе не могут специализацию сдать. Их валят на вопросах вроде: «Каков диаметр шайбы?» Приходится выходить на лед университета и кататься, бросать. Доказывать, что если в теории и есть пробелы, то с практикой все в порядке.
— А что тогда делать юристам?
— Зубрить право. А в будущем, может, тоже практика будет.
— Морозов защищает кого-то в суде? Предлагаю выступить адвокатом в «деле Радулова»!
— Вообще-то я для себя на юриста учусь. Хочу быть грамотным в бытовых вопросах. Работать адвокатом пока не собираюсь. Хотя кто его знает, как жизнь повернется? Вдруг закончу карьеру и стану хоккейным агентом?
— Или политиком.
— Вы имеете в виду депутатом? Как Сихарулидзе, Кабаева, Хоркина? Мне важно знать, чем именно я буду в Думе заниматься. Что делать, за что отвечать. Если это мне будет интересно, то, может, соглашусь. Но если просто штаны протирать на Охотном Ряду – то такого счастья мне не нужно.
— А вы знаете, какие льготы у депутатов?!
— Слышал… Но я и без них проживу, — улыбается Морозов.
«КИТАЙСКИХ ХОККЕИСТОВ В СОЧИ НЕ УВИДИМ»
Некит: Какой самый ценный хоккейный совет вам дали в карьере?
— Я снова вспомню Ягра. Давным-давно Яромир после тренировки подсел ко мне и завел разговор по душам. Рассказывал, как он мальчишкой приехал в НХЛ, как осваивался в Америке… Ягр разложил по полочкам, как добиться высот в хоккее, как стать настоящей звездой. Тот разговор помню до сих пор.
Партнер для Яромира – не пустой звук. Не соглашусь с теми, кто считает чеха эгоистом. Ягр — командный игрок, который хочет побеждать в каждом матче.
Tohaslip: Нужны ли нашему хоккею такие игроки-подлецы, как Крис Саймон или Ярко Рууту, который пока, слава богу, остался в НХЛ?
— Просто у этих парней работа такая…
— А что сказал бы Ковальчук, которому Рууту в прошлом сезоне чуть не раздробил колено?
— Да, это было неспортивно. Даже в правилах написано, что за умышленное нанесение травмы нужно сурово карать. Пусть грубияны теряют полсезона из-за дисквалификации, остаются без зарплаты. Я вообще против грязной игры. Из этого делают шоу в НХЛ. Но у нас есть Николай Валуев, Александр Поветкин, братья Кличко. Кто хочет драк – добро пожаловать на бокс!
6d: Вам удалось посмотреть Олимпиаду в Пекине?
— Много чего видел. Порадовался за Исинбаеву, которая установила мировой рекорд в прыжках с шестом. Расстроился за Позднякова – легендарного саблиста, которого засудили в полуфинале с США. Поразился тому, что сделал пловец Фелпс. У меня в голове не укладывается, как можно выиграть восемь золотых медалей на одной Олимпиаде.
А самое главное удивление – китайцы. Я так и не понял, благодаря чему они заняли первое место в медальном зачете.
— Государственная политика.
— Кто что говорит… Но очевидно, что китайцы – трудолюбивые ребята. И методики восстановления у них первоклассные.
— Вот прикажет компартия Китая: «Будем развивать хоккей» — и лет через десять сборная КНР станет чемпионом мира, победив Россию в финале.
— Успокаивает, что в 2014 году мы точно не увидим китайских хоккеистов, — смеется Морозов. – На своей Олимпиаде они погуляли. Но за нашу, сочинскую, я спокоен.





