Урок истории. Как хоккей подвинул «священную телекорову»

В 70-е годы хоккей в нашей стране стал спортом номер один. Матчи чемпионата Союза показывали по всем каналам, кроме третьей «кнопки». Причем один период могли транслировать по второй программе ТВ, а два остальных – по первой.
news

ХОККЕЙ + ТВ

В 70-е годы хоккей в нашей стране стал спортом номер один. Матчи чемпионата Союза показывали по всем каналам, кроме третьей «кнопки». Причем один период могли транслировать по второй программе ТВ, а два остальных – по первой.

В Москве игры в те времена начинались в 19.30. В 21.00 в эфирной сетке стояла программа «Время» – «священная корова» на советском ТВ. Шла она в течение получаса сразу по трем каналам. Поэтому жертвовали третьим периодом матча. Его показывали после программы «Время», когда результат был уже известен. Ведущий спортивного выпуска «Времени» просил «приглушить звук телевизионных приемников» и после паузы для всех остальных сообщал счет. Самые же нетерпеливые болельщики следили за ходом поединков по радио – «Маяк» тогда вел переклички со всех арен страны.

Но однажды произошло невероятное. 26 февраля 1976 года в «Лужниках» на финише чемпионата сошлись непримиримые ЦСКА и «Спартак». Красно-белые лидировали и в случае победы фактически становились чемпионами. На дерби пришел лидер Кубы Фидель Кастро, после финальной сирены армеец Владислав Третьяк специально для гостя показал на льду элементы игры вратаря.

Главный же болельщик страны – генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев на хоккей приехать не смог и остался у телевизора. Игра напоминала триллер – сначала впереди «Спартак» 4:1, а после двух периодов уже ничья 5:5. И тут наступает время «Времени». Но что это? Диктор неожиданно радостно объявляет: «По многочисленным просьбам трудящихся мы продолжаем показывать хоккейный матч, программа «Время» выйдет в эфир сразу после его окончания». Легко догадаться, по чьей просьбе внесли изменения в эфирную сетку… Уже потом игры в Москве додумались начинать в 18.45. В ущерб рабочему времени болельщиков, спешивших на стадион.

В конце 70-х – начале 80-х из-за тотальной гегемонии ЦСКА интерес к внутреннему чемпионату начал падать. Однако в конце 80-х, когда Федерацию хоккея возглавил Леонид Кравченко, параллельно занимавший пост главы Гостелерадио СССР, ТВ вновь повернулось к чемпионату страны лицом. Финальную серию плей-офф в 1988 году между ЦСКА и рижским «Динамо» показывали так, как сейчас дерби – с приглашением гостей в студию, разбором полетов. Вспоминается, как великий Анатолий Тарасов говорил комментатору Владимиру Перетурину: «Такие матчи не стыдно и в Канаде показать»…

Новости. Хоккей