Играть по счету или платить? Заинтересованный взгляд на телевизионное будущее российского футбола

Во всей этой истории с показом будущего чемпионата России по футболу я, конечно, лицо заинтересованное. Я сотрудник «НТВ–Плюс». Но вообще-то мне не впервой писать, и в частности на страницах «Советского спорта», о вещах, в которых я бывал заинтересован.
news

ФУТБОЛ. МЕЖСЕЗОНЬЕ
ПАС ОТ ВАСИЛИЯ УТКИНА

Во всей этой истории с показом будущего чемпионата России по футболу я, конечно, лицо заинтересованное. Я сотрудник «НТВ–Плюс». Но вообще-то мне не впервой писать, и в частности на страницах «Советского спорта», о вещах, в которых я бывал заинтересован. О матчах сборной России, к примеру. Да и вообще колонка – это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит. Так что меня обстоятельства нисколько не стесняют.

Если вас стесняют – можно не читать.

ЦЕНА ВОПРОСА

Ну, а если вы дочитаете до этой строчки, то скажу вам вот что. Футбол непременно уйдет на платные спортивные каналы. Это случится обязательно, рано или поздно. И когда бы это ни случилось, большинству, не обзаведшемуся платным телевидением, будет как минимум неприятно платить за то, что раньше доставалось бесплатно. Так что если опираться на мнение потребителя, то время ухода футбола на платные каналы не наступит никогда. Но это противоречит течению жизни, что нетрудно заключить, взглянув по разным европейским и американским сторонам.

Ситуация сейчас с показом чемпионата совсем не та же, что два года назад. Два года назад наша компания купила права перед самым турниром. И это был шок для всех, и для нас, сотрудников «Плюса», в том числе. Сейчас был объявлен тендер. Значит, сразу прекращаем разговоры о монополии. Ничего себе – монополист, который тендер объявляет… Это все равно, что сказать, что сопли в носу газообразные, а Украина находится в Антарктиде.

Не говоря уже о том, что ситуация на рынке спутниковых каналов давно уже не монополистическая. «НТВ—Плюс» — лидер, потому что мы раньше всех начали и хорошо работаем. А вообще-то есть уже и «Виасат», и «Евроспорт» предпринимает экспансию. Это рынок, господа.

О цене. Это самый интересный разговор. Давайте посчитаем. «НТВ–Плюс» заплатит РФПЛ в наступающем году за право показа матчей чемпионата России 28 миллионов долларов. В каждом туре восемь матчей. Один показывает Первый канал; соответственно, реально эксклюзивные права за 28 млн. – это права на семь матчей тура. На тендер были выставлены права на показ одного матча тура впрямую и еще одного в записи. Справедливо считать это за права на полтора матча. Если вы разделите 28 сперва на семь (цена одного матча), а потом умножите на полтора, вы получите стоимость контракта. А именно – шесть миллионов долларов.

ТРУДНО БЕЗ ПАРТНЕРОВ

Руководитель канала «Спорт» Василий Кикнадзе, который сыграл в моей карьере незабываемую роль и к которому я никогда не перестану относиться с огромным уважением и симпатией, сказал, что, по оптимистичным докризисным расчетам, его канал мог бы заработать на показе двух матчей из тура порядка миллиона долларов в течение года на рекламе. Из чего вытекает, что цена не рыночная…

Я хотел бы сделать здесь ровно две с половиной оговорки.

Во-первых, если невозможно заработать на рекламе – это не значит, что нельзя заработать вообще. Платный спутниковый канал главным образом зарабатывает не на рекламе. А на абонентской плате. И если эфирный канал констатирует, что на рекламе столько не заработать, это значит, что мы снова подошли, но уже с другой стороны, к той же простой истине: показывать футбол так или иначе будут платные каналы. Они, продающие контент непосредственно абонентам, могут предложить рыночную цену, а эфирные каналы – нет.

Кстати, вспомним, руководители наших клубов уже не раз рассуждали, что считают реальную цену телеправ сегодня выше, чем та, что была оплачена «НТВ—Плюс» четырехлетним контрактом два года назад.

Во-вторых, если на показе двух матчей в туре можно заработать рекламой в лучшем случае миллион, остается только недоумевать. Ведь по контракту, выставленному на тендер, компания за шесть миллионов получала не просто права на показ. Она получала уже готовую картинку. Я не поленился посчитать столбиком: если бы речь шла о покупке телеправ и только, производство картинки с двух матчей тура в год обошлось бы в сумму, чуть большую того же миллиона долларов. Выходит, у российского футбола просто нет возможности появиться на бездотационной основе на эфирном канале?

И в-двухсполовинных. Два года наши коллеги показывали четыре матча из тура, не платя за телеправа и не неся технических расходов. Будь я на их месте, я б тоже хотел, как раньше. И я не знаю ни одного человека, который не хотел бы.

Что важно понимать. Кризис затронул всех. Он затрагивает и «НТВ—Плюс», и мы это уже почувствовали на себе. Отменен всероссийский конкурс комментаторов, урезаны все поддающиеся урезанию сметы, сокращены расходы… Работая над этой заметкой, я позвонил Дмитрию Самохину, своему главному начальнику. Задал один вопрос: хорошо ли для компании, что мы так и остались без партнера? Вот слова Самохина: «Мы, безусловно, справимся со взятыми на себя обязательствами, но мы и прежде, и сейчас заинтересованы в партнере в лице эфирного канала. Заинтересованы как идеологически, так и финансово. Именно поэтому тендер был нами объявлен еще в прошлом году, когда бюджеты телеканалов только верстались. На объявленных условиях мы готовы и сейчас либо сразу перейти к деталям и подписать контракт, либо начать переговоры».

ОТ ПОЛИТИКИ НЕ УЙТИ

Компания «НТВ—Плюс» подписала контракт и заплатила кучу денег. Вполне возможно, что показ футбола в стране – вопрос не только экономический, но и политический. И тем не менее. «НТВ—Плюс» уже два года сполна выполняет взятые на себя обязательства, эксклюзива за это не получив. О’кей, возможно, эксклюзив в нашей стране не ко времени. Не мне, аполитичному гуманитарию, рассчитывать эту сложную величину. Но! Может быть, тот, кто хочет показывать чемпионат России по футболу, в соответствии с простой математической пропорцией возьмет на себя справедливую часть расходов — коли на то есть столько моральных, экономических и политических резонов?

КСТАТИ

На следующей неделе в офисе премьер-лиги должно состояться совещание, в котором примут участие представители российских телекомпаний.

Президент РФПЛ Сергей Прядкин в разговоре с корреспондентом «Советского спорта» Артемом ЛОКАЛОВЫМ заявил, что вопрос о том, кто будет показывать матчи премьер-лиги, помимо «НТВ–Плюс» и Первого канала, пока открыт.

– На предстоящей неделе у нас запланирована встреча с представителями телекомпаний. Это «Россия», «НТВ», «Пятый канал», «Спорт». Премьер-лига заинтересована в том, чтобы футбол смотрели все рядовые болельщики, – подчеркнул Прядкин.

Новости. Хоккей