Первый олимпийский чемпион за 1503 года. Как бедный студент покорил Игры-1896

Официально античные Олимпийские игры закончились в 393 году. Последним задокументированным чемпионом стал афинянин Аврелий Зопир, одолевший соперников в кулачном бою.
Возродить эллинские празднества решил французский барон Пьер де Кубертен. Спустя невообразимые 1503 года Афины чествовали наследника Аврелия Зопира. Худенького парнишку из бедной семьи ирландских католических иммигрантов.
Ради первых современных Олимпийских игр он бросил университет, продал велосипед и отправился в Европу.
Кто такой Джеймс Коннолли
Джеймс Коннолли родился 28 октября 1868 года в Бостоне. Он был одним из 12-ти детей. Отец рыбачил на местных причалах, мать занималась домом и переводила гэльскую поэзию.
Уже в 11 лет, чтобы помогать родителям, Джеймс устроился клерком в страховую компанию. О полноценной учёбе, в отличие от спорта, речи не шло. Коннолли обожал американский футбол и лёгкую атлетику.
Тяжёлое детство воспитало в юноше инициативность. Во время службы в инженерном корпусе морской пехоты Джеймс организовал спортивный клуб, вёл колонку в газете и даже основал велосипедный бизнес.
Коннолли рано расстался со школой, но всегда стремился к самообразованию. В 1895 году старания окупились приглашением в Гарвард. В автобиографии Джеймс писал, что согласиться его убедила только стипендия. Всё студенчество он провёл на спортивной площадке.

К 27 годам Коннолли завоевал несколько титулов, включая победу на чемпионате США в тройном прыжке. Причём Джеймс, представитель рабочего класса, был единственным, кто не входил в элитную Бостонскую атлетическую ассоциацию.
Про амбициозный проект Пьера де Кубертена ему рассказал один из преподавателей. Коннолли мигом помчал к руководству с просьбой об академическом отпуске. В ответ Джеймсу пригрозили отчислением без возможности восстановления.
В тот же день Коннолли забрал последнюю стипендию, распродал все свои вещи и купил билет на паром.
Путь в Афины
Одиссея атлета заняла 16 дней и десять тысяч километров. Первая остановка – Неаполь. Там у Джеймса украли кошелёк. Полиция требовала задержаться в южной столице Апеннин, но времени на подачу заявления не было. Коннолли и его приобретённых в пути товарищей ждал поезд.
Дошло до того, что стражи порядка скрутили спортсмена. Джеймсу удалось вырваться и сбежать.
«Я стремглав понёсся к уже уходящему поезду. Трое моих приятелей схватили меня и затащили в последний вагон», — вспоминал Коннолли.
6 апреля 1896 года, спустя ещё десяток итальянских городов, путешествие на лодке и финальный десятичасовой рейс, Джеймс оказался в Афинах. На вокзале его подкараулило новое потрясение.
До соревнований оставалось несколько часов, а не две недели, как он планировал изначально. Выяснилось, что греки жили по старому юлианскому календарю. Состязаться предстояло без акклиматизации и тренировок.
Но Коннолли не отчаялся, а поблагодарил богов за пару судьбоносных секунд в Неаполе. Без них бы он не просто опоздал на поезд, а пропустил дебютные Игры современности.

Первый олимпийский чемпион в истории
Церемония открытия состоялась на легендарном «Панатинаикосе». Это единственный стадион в мире, целиком построенный из белого пентелийского мрамора. Специально для Олимпиады-1896 его реконструировали в первозданном виде. На торжество собралось около 80 тысяч зрителей и 241 атлет из 14 стран.
Стартовали Игры с тройного прыжка. Перед решающей попыткой Коннолли снял кепку, бросил её рядом с лучшим результатом и начал молиться. Разбег – и невероятные 13,71 метра. Джеймс опередил ближайшего оппонента более чем на метр. Трибуны в изумлении закричали «Это чудо!».
На следующий день Коннолли стал вторым в прыжках в высоту и третьим – в прыжках в длину. Правда, тогда система награждения отличалась от сегодняшней.
Победитель получал серебряную медаль и оливковый венок, второй призёр – бронзу. Третьему месту ничего не вручали. Поэтому формально Джеймс увёз из Афин лишь две награды.
Война, журналистика и литература
После возвращения в США Гарвард восстановил Коннолли в числе студентов. Впрочем, в 1898-м ему пришлось опять оставить университет. Джеймса призвали в 9-й пехотный полк Массачусетса для осады Сантьяго в Испано-американской войне.
Через два года Коннолли приехал в Париж – на Олимпиаду-1900. В тройном прыжке он улучшил результат до 13,97 м, но занял второе место. На Играх-1904 в Сент-Луисе атлет тоже присутствовал – уже в качестве репортёра.
Завязав со спортом, Джеймс построил карьеру в журналистике и литературе. Основой его сюжетов стало море – страсть, которую он перенял от отца. Коннолли обошёл полсвета, опубликовал 25 романов и более 200 рассказов. И даже баллотировался в Конгресс США, пусть и неудачно.

Им восхищался Теодор Рузвельт. Однажды 26-й президент Штатов сказал, что если бы выбирал сыну образец для подражания, то без сомнений выбрал бы Джеймса Коннолли, бескомпромиссного бостонца и величайшего из американцев.
В 1949 году Гарвард присвоил бывшему студенту докторскую степень за литературные заслуги. К тому моменту слава Джеймса почти угасла. Он снова очутился в бедности, с трудом зарабатывая на писательстве.
20 января 1957 года олимпийский чемпион покинул наш мир. Джеймс Коннолли умер в госпитале для ветеранов в возрасте 88 лет. В Бостоне ему установили памятник – фигуру атлета, приземляющегося в яму с песком после исторического прыжка.
В одном из последних текстов Джеймс, преисполненный светлой ностальгией, вспомнил мгновения на ликующем «Панатинаикосе».
«Это было похоже на сон. Я слышал миллионы разных голосов и видел миллионы рук, которые тянулись ко мне и аплодировали…»







