Светлана Хоркина: О, Генри!
ЗВЕЗДЫ
3–4 ноября на сцене МХАТа имени Чехова состоялась премьера спектакля Сергея Виноградова «Венус», главную роль в котором исполняет двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
В основу постановки легла любовная переписка американского писателя Генри Миллера (его играет заслуженный артист России Александр Парра) и голливудской киноактрисы Бренды Венус. Ему было 85 и он был прикован к инвалидному креслу, ей – 27. Спектакль прошел успешно, но без аншлага. И что бы там ни говорили привередливые театральные критики, не желающие свыкнуться с тем, что спортсменка вторгается на «театральную территорию», дебютантка Хоркина сыграла неплохо. Ничуть не хуже иных профессиональных актеров.
ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧИ
– Сергей Виноградов увидел по телевизору мои выступления на Олимпиаде 1996 года в Атланте (тогда он снимал фильм за границей, если не ошибаюсь, в Финляндии). Меня показали крупным планом, и режиссер разглядел во мне то, что искал, – ту девочку с Луны, которая была нужна ему на главную роль, – рассказала Хоркина в интервью корреспонденту «Советского спорта».
Через год он приехал ко мне на спортбазу «Озеро Круглое», привез первый перевод писем Бренды к Генри, представился и объяснил, что от меня хочет. Но я уже решила, что приму участие в следующей, сиднейской, Олимпиаде. Я сказала: «Сергей, театр от меня так далек. И времени на репетиции у меня не будет». Он ответил, что подождет. Мы созванивались. Виноградов следил за моими взлетами, падениями. Наконец, в 2001 году я взяла долгий перерыв после успеха на чемпионате мира.
Сергей, воспользовавшись паузой, затащил меня, будем так говорить, в театр Моссовета, показал зрительный зал, кулисы. Спрашивает: «Ты хоть знаешь, с чего театр начинается?» Я возмутилась, мол, конечно, знаю – с вешалки, что ж я, совсем темная? Потом он познакомил меня с моим преподавателем по сценической речи и актерскому мастерству Ольгой Васильевой.
– Чувствовалось, что вам не хватало соответствующего образования?
– Не сочтите меня нахальной, но, по-моему, мне всего хватало, кроме сценической речи. Полгода из меня выдавливали южный акцент (Хоркина – из Белгорода. – Прим. авт.), «гэканье» и словечки типа «звонит». Для этого специальными приборчиками мне разминали язык.
ЛЮБОВЬ К ТРЕНЕРУ
– Вас так вдохновили письма Бренды или вы давно мечтали о сцене?
– В первую очередь я поняла, что исправление речи мне понадобится для жизни. Я считаю, женщина должна уметь говорить красиво и тембр голоса у нее должен быть привлекательным. Ну а потом потихоньку во время занятий Виноградов подкидывал нам сценарий, и я увлеклась этой историей.
– Вам нравится ваша героиня?
– Я ее обожаю!
– Кто она: распутница, корыстная особа? Или и впрямь влюбилась?
– Как я поняла из писем, Бренда безумно любила Генри. Я поразилась, как она за ним ухаживала, готовила ему тосты с кленовым сиропом и куриный бульон.
– Вы верите, что молодая женщина может искренне полюбить старика?
– Конечно. Я сама люблю своего тренера Бориса Васильевича Пилкина, но только как человека. Однако допускаю, что вполне могла бы влюбиться в него и как в мужчину, хотя он старше на 50 лет: ему 73 года, а мне 23. Как Генри учил Бренду жизни, так и тренер учил меня самым элементарным вещам, например, как следует держать вилку, нож, потому что мои родители находились в Белгороде и не смогли научить меня правилам этикета. Пилкин вылепил из меня спортсменку экстракласса. Разве он не заслуживает любви?
ЭТЮД «СЕКС»
– Нам обещали эротическое действо. Почему же не было пикантных сцен?
– В спектакле только один эротический эпизод.
– Это когда Генри гладит вам колени, но его отвлекают?
– Нет, когда он читает этюд «Секс». Миллеру снится, что мы с ним в доме друзей лежим на одной кровати. Я сплю, а он просит: «Не спи». И сближается со мной физически. Генри, то есть Алик Парра, с такой страстью выдает свой монолог, что на репетициях мы, как мышки, сидели не шелохнувшись, сердце в груди замирало. Такие слова кого угодно возбудят.
– Правда, что японскую жену Генри – Хоки играет настоящая японка?
– Да, Бениха Эгучи – артистка Большого театра. Она говорит по-русски, но очень смешно, к примеру, произносит: «Ти врюбрен, ты турак (ты влюблен, ты дурак)».
– Планируете ли вы сыграть еще в каком-нибудь спектакле?
– После гастролей «Венус», намеченных на декабрь, когда в спорте у меня будет передышка, возможно, попробую свои силы в кино. У Виноградова вроде бы лежит для меня сценарий. К тому же я имею предложения, пока на уровне разговоров, от японцев. Они специально ищут для меня главную роль и склоняются к тому, что я буду Ниндзей.
– Светлана, вы очень волновались перед премьерой?
– Знаете, когда я пригласила на спектакль главного тренера национальной сборной по спортивной гимнастике Леонида Аркаева, он признался: «Хоркина, я боюсь. Приду, но мне не по себе». Я говорю: «А я, думаете, не боюсь?» Но я сказала так, чтобы подыграть Леониду Яковлевичу. Честно, я не испытывала страха, поскольку собирала и не такие маленькие, по спортивным меркам, аудитории, а пятидесятитысячные залы.
НАША СПРАВКА
Светлана ХОРКИНА.
Родилась 19 декабря 1979 г. в Белгороде. Рост – 164 см, вес – 48 кг. В сборной команде страны с 1992 г. Олимпийская чемпионка 1996 и 2000 гг. в упражнениях на брусьях. Многократная чемпионка мира и Европы. Тренер – Борис Пилкин. Живет в Белгороде и Москве. Хобби: вождение автомобиля, прогулки по магазинам.