Киберспорт на постсоветском пространстве: чем гордиться?

Во многом киберспорт популярен у нас просто потому, что получается выигрывать на международной арене. В этом материале Sovsport.ru и Игры@Mail.Ru рассказывают, чем стоит гордиться современному российскому кибер-болельщику
news

Во многом киберспорт популярен у нас просто потому, что получается выигрывать на международной арене. В этом материале Sovsport.ru и Игры@Mail.Ru рассказывают, чем стоит гордиться современному российскому кибер-болельщику.

Более десяти лет назад с турнира World Cyber Games 2002 россияне привезли 3 золотых медали из 10 возможных. При этом наши победили в самых важных на тот момент дисциплинах: Counter-Strike и Quake 3, что позволило нам увезти с турнира больше всех денег при втором месте в общекомандном рейтинге (Корея при таком же количестве золотых медалей получила еще две серебряных, но совсем в других играх с меньшими призовыми).

В этом же году традиционный спорт удавался нам плохо: на чемпионате мира по футболу наша сборная проигрывает сначала Японии, потом Бельгии и в плей-офф не выходит. На олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в неофициальном командном зачете Россия занимает неприятное пятое место, уступая Норвегии, Германии, США и Канаде. Киберспортивные победы на этом фоне смотрелись особенно хорошо.

Именно в этот момент о киберспорте стали узнавать за пределами компьютерных клубов, а по телевидению начали рассказывать, что с помощью компьютерных игр можно не только убивать время, но еще и зарабатывать себе на жизнь. Во многом именно этой волне интереса к соревновательным видеоиграм мы обязаны нашим последующим победам.


Репортаж из программы «Намедни» — одно из самых «живучих» видео: его упоминают почти во всех статьях, презентация и разговорах по истории киберспорта.

За прошедшие с первых побед годы у нас было много достойных упоминания выступлений: победы Cooler’a на турнире ESWC в 2003 и 2005 годах, золотая медаль Alan’а на WCG 2006 в гоночной игре Need For Speed: Most Wanted, а в 2010 – 2011 украинский состав команды Natus Vinsere выигрывал все важные чемпионаты по игре Counter-Strike.

Постепенно командные игры стали более популярны, чем одиночные дисциплины, а на международной сцене фокус с национальных турниров сместился на турниры лучших команд. И если в СНГ киберспорт всегда существовал в рамках, условно, одного игрового сервера, где все друг друга знали и вместе тренировались, то сейчас на профессиональном уровне никого не удивишь, например, составом в дисциплине Dota 2 из шведа, канадца, русского, датчанина и американца. Технологии и знание языков позволяют, но, чаще, все-таки встречаются региональные команды: в нашем случае — СНГ. Поэтому сейчас мы перечислим, чего в этом году достигли такие команды:

League of Legends
Самая популярная на данный момент в мире игра, считающаяся киберспортивной дисциплиной. В России она только набирает популярность, но на международной сцене нас хорошо знают. На данный момент мы можем похвастаться тем, что двое россиян с никнеймами Edward и Diamond играют в команде Gambit Gaming в европейской части главной лиги в этой дисциплине: LCS. К сожалению, это скорее осколки былой славы, т.к. раньше в команде Gambit Gaming был полностью русский состав, наводивший ужас на своих соперников. Главная лига в СНГ (Киевский StarLadder) в этом году включила League of Legends в список дисциплин и провела три сезона, по итогам которых уже можно делать выводы: СНГ-сцена развивается, и звёзды мирового уровня будут появляться.

StarCraft 2: Heart of the Swarm
Все плохо. За весь 2014 год из того, что можно назвать достижениями: второе место у Happy на Copenhagen Games Spring 2014 в апреле. И даже несмотря на то, что в ноябре IeSF 2014 проходил в Азербайджане, а Dreamhack в сентябре проходил в Москве, складывается впечатление, что кроме Кореи эта дисциплина уже никому не нужна, и каких-либо достижений нам от неё ждать не стоит.

Point Blank
Игра, очень популярная в регионах. Со своими особенностями, звёздами и радостями. Тут все очень просто и достойно: есть один важный международный турнир Point Blank International Championship PBIC 2014), который в этом году выиграла наша команда AoeXe. Чемпионы мира.

Counter-Strike: Global Offencive
В 2014 стабильность можно наблюдать разве что у украинского состав Natus Vincere, которые стабильно бились за первое место в европейских чемпионатах и часто попадали в четверку лучших на мировых.

Файтинги: Tekken Tag Tournament 2 и Soul Calibur
Tekken — серия файтингов для приставок. Не самая привычная для массового зрителя дисциплина, но одна из самых старых и, как принято говорить, хардкорных (сложных). И снова у нас есть титул чемпиона мира: второй год подряд женский турнир выигрывает GreenLeo.
Soul Calibur — еще одна популярная среди «файтеров» дисциплина, также порадовавшая нас в этом году: с золотой медалью по Soul Calibur 5 вернулся Belial, покорив турнир East Brandenburg Open 2014.

 

Dota 2
В доте у нас, казалось бы, все хорошо: лучшая европейская лига (киевский StarLadder) команды с долгой историей побед (украинская Natus Vincere, российские Team Empire, два состава Virtus Pro), и при этом команды постоянно играют на высоком уровне, выигрывают текущие турниры и ездят по миру, но есть два момента. Во-первых, дота, пожалуй, самая нестабильная дисциплина в плане составов: в команде из пяти человек менять одного игрока в два месяца считается уже нормой и мало кто может похвастаться другим. Второй момент: в доте есть «главный турнир». Называется он The International и в этом году там разыгрывалось 10 миллионов долларов. И результаты в этом году нас не радуют: Natus Vincere остановились на 7 строчке, Team Empire на 13.


World of Tanks
Танчики — традиционно наша дисциплина, на которую мы очень надеемся, особенно в связи со сменой турнирного формата в этом году. Мы просто лучшие: в апрельском финале главной лиги Wargaming Golden League в Варшеве играли уже знакомые нам Virtus.pro и Natus Vincere.

Какие можно сделать выводы? Киберспорт меняется. Можно и дальше вспоминать великолепный для нас 2002 год, когда киберспортивная история только начиналась, можно жить достижениями 2006-2008 годов, когда мы снова начали выигрывать золотые медали, но это вряд ли поможет нам в будущем. Очень хорошо, что мы успели громко заявить о себе в киберспорте уже тогда. Сейчас же у нас все не так хорошо, как кажется: крупных наград в 2014 году по сравнению с предыдущими годами в СНГ очень мало. Остаётся надеяться на то, что сцена будет развиваться. Все предпосылки для этого есть.

Автор: Борис Мунтян, Игры@Mail.Ru

Еще больше об играх читайте на Играх@Mail.ru.

Новости. Киберспорт