Без шампанского

ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ БАХРЕЙНА
«ФОРМУЛА-1» РАДИ ГОНКИ В БАХРЕЙНЕ ПРИНЕСЛА В ЖЕРТВУ ДЕВОЧЕК И СПИРТНОЕ
Ажиотаж вокруг «Гран-при Бахрейна» достиг крайней точки. Восторги по поводу достоинств новейшей трассы «Сахир» и ее уникальной инфраструктуры перемежаются встревоженными разговорами об угрозе исламского терроризма. А представители команд озабочены последствиями, которые может причинить технике песок.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Где находится Бахрейн? На Ближнем Востоке. А конкретнее? Если вы не специалист-арабист, вряд ли вам известно точное положение государства, размеры которого в четыре раза меньше Люксембурга. Зато болельщики «Формулы-1» уже безошибочно научились находить это место на карте.
А продвинутые фанаты, если хотели, могли пополнить не только знания по географии, но и по истории: дело в том, что Бахрейн – не первая страна этого региона, принимающая международные соревнования по автоспорту. До Второй мировой войны, в 30-е годы, в Ливии не раз проходил «Гран-при Триполи», а в 1958 году в чемпионат мира по «Формуле-1» был включен «Гран-при Марокко». Впрочем, давно это было.
ВСЕ – НА ВОСТОК!
Нефтяные шейхи, как известно, могут позволить себе многое: денег у них – что песка на Аравийском полуострове. «Формула-1» становится все более модным увлечением состоятельной публики, и неудивительно, что энтузиасты автоспорта нашлись на Ближнем Востоке. Кстати, энтузиастов хватает и в России. Разговоры о том, что праздник Ф-1 докатится до наших краев, слышны давно. Но в Бахрейне люди более последовательные, да и денег на душу населения (которого всего-то 650 тысяч!) у них явно побольше: решили построить трассу – и построили, причем в рекордные сроки. Работы начались в ноябре 2002 года, а в марте 2004-го автодром был готов. Для этого потребовалось: проект Германа Тильке, главного авторитета в области трассостроительства, 150 миллионов долларов (еще столько же ушло на создание инфраструктуры) и армия из 1800 рабочих и специалистов. Ах да, и благословение Берни, который энергично стремится увести «Формулу-1» из Европы с ее излишне строгими законами. Такими, например, как запрет табачной рекламы во время соревнований.
КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПЬЕТ… WARRD
На рекламу сигарет в Бахрейне смотрят спокойно, зато с алкоголем там дело табак! Ислам категоричен. Потому, уважая восточные законы, «Формула-1» решилась на небывалый шаг: победитель и призеры гонки обойдутся без шампанского. Но хозяева трассы, в свою очередь идя навстречу традиции, придумали оригинальный выход: героям первого в истории «Гран-при Бахрейна» предстоит дегустировать безалкогольную шипучку местного розлива под названием «Warrd», которую делают из гранатового сока и экзотического фрукта тринж.
Воздержание от спиртного во время этапа для спортсменов и зрителей – поступок тактически грамотный. Иначе у тех, кто не уважает законы ислама, в Бахрейне возникнут проблемы. Недавно воинствующий арабский молодняк совершил налет на французский ресторан в Манаме. «Этот регион небезопасен!» – предостерегало британское правительство, официально отговаривая своих граждан лететь в Бахрейн, к раздражению организаторов гонки. Власти же Бахрейна принимают колоссальные меры безопасности, чтобы «Гран-при» ничто не омрачило. Но практически все команды, отправляясь на Ближний Восток, усилили свои подразделения секьюрити.
Кстати, «Формула-1» понесла еще одну невосполнимую «утрату»: юных прелестниц, традиционно сопровождающих на стартовом поле машины участников, в Бахрейне не будет. Восток – дело тонкое!
БУДЕТ ЖАРКО
Горячее солнце, горячий песок... Это – про Бахрейн. Высокие температуры воздуха создают дополнительную нагрузку и на гонщиков, и на технику. Раскаленное покрытие трассы будет безжалостно к шинам. Бытует мнение, что в подобных ситуациях преимущество имеют покрышки «Мишлен», на которых выступают все главные соперники «Феррари». Но жара – не самое страшное. Песок и пыль – вот чего команды боятся больше всего. Двигатели машин оснастили специальными воздушными фильтрами, но всепроникающий песок может создать проблемы и для других узлов, например для подвески и тормозов, защитить которые невозможно. Песок и пыль на трассе способны непредсказуемо повлиять на сцепление колес с асфальтом, поэтому покрытие трассы сделано абразивным. Однако в сочетании с жарой это, безусловно, отразится на износе шин.
Что касается конфигурации новой трассы, то это набор из 14 поворотов, среди которых есть несколько «шпилек», иллюстрирующих идеологию Германа Тильке: зрелищности «Формуле-1» могут придать только обгоны. На предельных скоростях эти маневры маловероятны. Значит, надо их провоцировать и выстраивать трассу так, чтобы прямые отрезки завершались загогулинами, требующими интенсивного торможения: прижимная сила тогда падает, машина ведет себя менее стабильно, и возрастает вероятность ошибок со стороны гонщиков, чем и будут пользоваться соперники.
Не стоит рассчитывать, что гонка на неизвестной трассе придаст «Гран-при Бахрейна» какую-то особую непредсказуемость. Методы компьютерного моделирования, очень активно используемые командами, позволили до деталей рассчитать поведение машин на виражах «Сахира». На первых свободных заездах в пятницу «Феррари» вновь были явно быстрее всех. Но хочется верить, что на бахрейнской трассе будет жарко не только из-за палящего солнца, а Монтойя, Алонсо и Райкконен не дадут скучать красному дуэту, а заодно и нам с вами.
«МИШЛЕН» БЕСПОКОИТСЯ О РЕЗИНЕ
Руководители компании «Мишлен» после свободной практики раскритиковали покрытие трассы на автодроме «Сахир». Острые края дренажных люков, неплотно прикрепленные к покрытию трассы, искрошили покрышки на машинах Култхарда, Алонсо и Дэвидсона. Все они используют резину «Мишлен».
ГРАН-ПРИ БАХРЕЙНА
1-я свободная практика
1. М.Шумахер (Феррари) – 1.32,158. 2. Барикелло (Феррари) – 1.32,651. 3. Дэвидсон (БАР) – 1.32,958. 4. Монтойя (Уильямс) – 1.33,027. 5. Баттон (БАР) – 1.33,898. 6. Култхард (Макларен) – 1.34,023. 7. Зонта (Тойота) – 1.34,289. 8. Масса (Заубер) – 1.34,488. 9. Райкконен (Макларен) – 1.34,603. 10. Сато (БАР) – 1.34,610. 11. Р.Шумахер (Уильямс) – 1.34,619. 12. Трулли (Рено) – 1.34,796. 13. Алонсо (Рено) – 1.34,810. 14. Хайдфельд (Джордан) – 1.34,872. 15. Пантано (Джордан) – 1.34,967. 16. Физикелла (Заубер) – 1.35,388. 17. Глок (Джордан) – 1.35,760. 18. Веббер (Ягуар) – 1.35,905. 19. Панис (Тойота) – 1.35,981. 20. Да Матта (Тойота) – 1.36,359. 21. Клиен (Ягуар) – 1.36,645. 22. Баумгартнер (Минарди) – 1.37,049. 23. Бруни (Минарди) – 1.37,347. 24. Вирдхайм (Ягуар) – 1.37,443. 25. Ляйндерс (Минарди) – 1.37,792.
2-я свободная практика
1. М.Шумахер – 1.31,732. 2. Р.Шумахер – 1.32,106. 3.Баттон – 1.32,208. 4. Алонсо – 1.32,272. 5. Баррикелло – 1.32,437. 6. Дэвидсон – 1.32,698. 7. Монтойя – 1.32,794. 8. Сато – 1.32,843. 9. Култхард – 1.33,132. 10. Физикелла – 1.33,376. 11. Трулли – 1.33,437. 12. Клиен – 1.33,668. 13. Масса – 1.33,802. 14. Зонта – 1.33,828. 15. Уэббер – 1.33,872. 16. Да Матта – 1.34,073. 17. Пантано – 1.35,014. 18. Панис – 1.35,169. 19. Глок – 1.35,294. 20. Вирдхайм – 1.35,314. 21. Бруни – 1.37,145. 22. Ляйндерс – 1.37,435. 23. Баумгартнер – 1.38,167. 24. Хайдфельд – 1.40,573.





