Подпорченный праздник. Завтра в Мельбурне на трассе «Альберт-Парк» стартует первая гонка сезона-2005

Перед самым «Гран-при Австралии» на глазах у всего автогоночного мира разыгралась неприятная история, несколько подпортившая праздник начала чемпионата: возникла угроза, что команда «Минарди», вечный аутсайдер «Формулы-1», не будет допущена к старту.
05 марта 2005 00:00
автор: Андрей Лось

ФОРМУЛА-1
ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

Перед самым «Гран-при Австралии» на глазах у всего автогоночного мира разыгралась неприятная история, несколько подпортившая праздник начала чемпионата: возникла угроза, что команда «Минарди», вечный аутсайдер «Формулы-1», не будет допущена к старту. Владельцу команды австралийцу Полу Стоддарту было особенно горько оказаться в центре этого скандала накануне его домашней гонки.

У большинства гонщиков и команд «Гран-при Австралии» вызывает традиционно положительные эмоции: во-первых, «Формулу-1» на Зеленом континенте всегда встречают с подлинным восторгом, и в Мельбурне весь уик-энд царит атмосфера веселого и шумного праздника. Во-вторых, в начале сезона, как правило, несмотря на то, что «королевские автогонки» становятся все более политизированными, противоречия и дрязги как будто отходят на второй план, и кажется, ничто не мешает всем участникам этого грандиозного шоу просто наслаждаться происходящим. И, в-третьих, по своей конфигурации мельбурнская трасса «Альберт-парк» достаточно интересна, требует от гонщиков немалого мастерства, и австралийские «Гран-при» редко проходят скучно.

Но в этом году общий праздник был несколько подпорчен достаточно скандальной историей, в которую оказались втянуты действующий чемпион мира могучая «Феррари» и слабенькая «Минарди», занимающая место на противоположном конце стартового поля. Дело в том, что команда Пола Стоддарта хоть и построила к старту чемпионата обновленные машины, отвечающие измененному техническому регламенту-2005, но не успела их испытать. Стоддарт объясняет свои трудности тем, что изменения в правила были внесены слишком поздно (в прошлом сентябре). Поэтому «Минарди» официально запросила разрешения стартовать в Мельбурне на прошлогодних машинах, формально не соответствующих новым правилам.

Теоретически чиновники Международной автомобильной федерации (ФИА) могли бы сделать для него исключение, если бы все остальные команды дали на то свое согласие. Но «Феррари» такого согласия не дала (потом к ней присоединился и «Ред Булл»). И у Стоддарта не оставалось другого выхода, как предъявить для технической инспекции прошлогоднюю машину, которая, что вполне логично, к старту допущена не была. Соответственно «Минарди» не смогла принять участия в пятничных тренировках, но Стоддарт продолжал упорствовать и опротестовал решение ФИА в судебном порядке. Суд тут же постановил приостановить действие этого решения, и «Минарди» получила возможность выйти на квалификацию. Окончательный же вердикт по этому вопросу будет приниматься в субботу днем.

Ситуация по меньшей мере странная: по правилам, если команда не участвует в гонке, ей грозят колоссальные штрафы. Поскольку «Минарди» и без того испытывает постоянные финансовые трудности, то в планы Стоддарта, конечно, не входят неожиданные траты, поэтому он, хоть и рассчитывая на помощь правосудия, все же признал, что команда прилагает усилия, чтобы как-то подготовить к старту модернизированные машины.

ПРОЛОГ ЗА «МАКЛАРЕНОМ»

В начале нынешнего чемпионата впервые мы увидим, во что реально выльются изменения в техническом регламенте, о которых было так много разговоров. Напомним основные из них: отныне двигатели должны выдерживать два «Гран-при», а не один, как в прошлом году. В случае замены мотора в ходе уик-энда команда будет штрафоваться перемещением машины на 10 позиций вглубь стартового поля относительно места, занятого в квалификации. Единственная ситуация, когда эта санкция не применяется – если двигатель откажет уже в ходе второй из двух гонок.

В 2005 году впервые команды будут использовать новые шины, один комплект которых должен выдержать и квалификацию, и всю дистанцию гонки до самого финиша. По мнению экспертов, это заставит гонщиков отдельно заботиться о сохранности шин, что может привести к весьма неожиданным тактическим раскладам. Определенные изменения претерпела и аэродинамика машин, которая стала несколько менее эффективной, что, как ожидала ФИА, в сочетании с новыми более «скользкими» шинами выльется в снижение скоростей и повышение безопасности гонок. В реальности же, как показали зимние тесты, снижение оказалось весьма незначительным, что подтвердилось и в ходе пятничных тренировок. Лучшее время вчера показал тест-пилот «Макларена» Педро де ла Роса: его результат лишь меньше секунды уступает лучшему времени пятницы, продемонстрированному в «Альберт-парке» Михаэлем Шумахером год назад. Три десятых испанцу уступил Кими Райкконен, занявший вторую строчку в протоколе тренировки. Хуан-Пабло Монтойя был пятым, пропустив вперед Ника Хайдфельда из «Уильямса» и М.Шумахера.

Видеть три машины «Макларена» на трассе в пятницу несколько непривычно, но в прошлом году знаменитая команда заняла лишь пятое место в Кубке конструкторов и теперь имеет право по пятницам использовать еще одну машину с официальным тест-пилотом за рулем. Безусловно, таким образом, «Макларен» получит дополнительную возможность собирать информацию о поведении техники на каждой конкретной трассе и лучше готовиться к гонкам. В прошлом году в таком положении была команда «БАР-Хонда», чем, отчасти, и объяснялись ее успехи. В условиях действия правила «один мотор на две гонки» право использовать третью машину еще более важно, поскольку основные гонщики команды, озабоченные тем, чтобы сохранить ресурс своих двигателей, будут по пятницам проходить лишь ограниченное количество кругов. Тест-пилот же в этом смысле ничем не связан и может себе позволить не думать о подобных проблемах.

ПЫЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ «АЛЬБЕРТ-ПАРКА»

Дополнительной особенностью австралийской трассы является еще и то, что, поскольку в течение года она почти не используется для проведения автоспортивных состязаний, асфальт на ней покрыт пылью и, следовательно, отличается пониженными сцепными характеристиками. В ходе уик-энда резина с шин гоночных автомобилей постепенно переносится на асфальт, трасса начинает держать лучше, но все же остается весьма скользкой за пределами основной траектории прохождения поворотов. В этой ситуации любая ошибка может грозить разворотом и вылетом на обочину, что в Мельбурне происходит достаточно часто даже с опытными гонщиками. Посмотрим, как это отразится на картине субботней квалификации. Кстати, стоит напомнить, что квалификация в этом году проходит в два дня: в субботу гонщики выходят на трассу с минимальным количеством топлива и проходят единственный зачетный круг в попытке показать наилучшее время. Утром в воскресенье машины выходят на второй этап квалификации, уже будучи заправленными так, чтобы с этим запасом бензина стартовать собственно в гонке и добраться до первого планового пит-стопа.

Безусловно, в России в этом году с особым вниманием будут следить за выступлениями команды «Джордан», шумная презентация которой прошла неделю назад в Москве. В пятницу лучшим из гонщиков «Джордана» был Нараин Картикейян: он показал 19-е время. Первый индийский пилот в истории «Ф-1» даже успел дважды попасть в хронику «Гран-при»: во-первых, в пятницу его машина задымила из-за течи масла, а во-вторых, он превысил скорость на пит-лейне, за что был оштрафован на 6750 долларов. С крещением, Нараин!

РЕЗУЛЬТАТЫ 2-Й ТРЕНИРОВКИ

«Альберт-парк» (Мельбурн). 4 марта

1. Де ла Роса (Испания, Макларен-Мерседес) – 1.25,376. 2. Райкконен (Финляндия, Макларен-Мерседес) отставание 0,300. 3. Хайдфельд (Германия, Уильямс-БМВ) - 0,564. 4. М. Шумахер (Германия, Феррари) - 0,705. 5. Монтойя (Колумбия, Макларен-Мерседес) - 0,851. 6. Масса (Бразилия, Заубер-Петронас) - 0,981. 7. Алонсо (Испания, Рено) - 1,186. 8. Баттон (Великобритания, БАР-Хонда) - 1,235. 9. Барикелло (Бразилия, Феррари) - 1,263. 10. Физикелла (Италия, Рено) - 1,291. 11. Зонта (Бразилия, Тойота) - 1,432. 12. Култхард (Великобритания, Ред Булл-Косуорт) - 1,641. 13. Р. Шумахер (Германия, Тойота) - 1,786. 14. Трулли (Италия, Тойота) - 1,819. 15. Уэббер (Австралия, Уильямс-БМВ) - 1,953. 16. Вильнев (Канада, Заубер-Петронас) - 2,137. 17. Клин (Австрия, Ред Булл-Косуорт) - 2,168. 18. Сато (Япония, БАР-Хонда) - 2,515. 19. Картикейян (Индия, Джордан-Тойота) - 2,792. 20. Дорнбос (Голландия, Джордан-Тойота) - 3,244. 21. Лиуцци (Италия, Ред Булл-Косуорт) - 3,550. 22. Монтейру (Португалия, Джордан-Тойота) - 4,295.