Сделано в Китае. Почему на болиде Себастьяна Буэми отвалились передние колеса?

Гонка в Шанхае пройдет только завтра, но о «Гран-при Китая»-2010 уже говорят на каждом углу. Во время пятничной утренней тренировочной сессии на «Торо Россо» у швейцарца Себастьяна Буэми неожиданно отлетели оба передних колеса. Гонщик прямым ходом отправ
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 4-Й ЭТАП. «ГРАН-ПРИ КИТАЯ»

Гонка в Шанхае пройдет только завтра, но о «Гран-при Китая»-2010 уже говорят на каждом углу. Во время пятничной утренней тренировочной сессии на «Торо Россо» у швейцарца Себастьяна Буэми неожиданно отлетели оба передних колеса. Гонщик прямым ходом отправился в зону безопасности на встречу с металлическим отбойником. К счастью, 21-летнему пилоту удалось избежать травм.

Поломки на гоночных болидах порой приводят к курьезным авариям. И колеса на машинах «Формулы-1» отлетают не первый раз. Еще свежи воспоминания о том, как правое переднее колесо потерял Фернандо Алонсо на прошлогоднем «Гран-при Венгрии». Механики во время пит-стопа плохо его закрепили, а когда спохватились и позвали испанца обратно в боксы, было уже поздно.

Хорошо, что металлический отбойник повстречался Буэми не сразу, да и удар пришелся по касательной. А случись авария не на прямой, а в крутом повороте? Удар на скорости под 200 км/ч о стену мог привести к печальным последствиям. Да и случаев, когда отлетевшие колеса убивали зрителей или персонал автодрома, хватает. Из последнего – во время «Гран-при Австралии»-2001 погиб маршал гонки Грэхем Беверидж, в грудь которого попало колесо от машины Жака Вильнева.

И все же авария Буэми уникальна. Ведь обычно колеса отлетают после контакта с другой машиной или отбойником либо из-за очевидной оплошности механиков. Но чтобы так, ни с того ни с сего, болид остался без двух колес…

«МЫ УЖЕ УСТРАНИЛИ НЕИСПРАВНОСТЬ»

Что же произошло с болидом «Торо Россо»? По версии команды, к аварии привел дефект правой передней стойки подвески – во время торможения, когда вес машины переместился на переднюю ось, она не выдержала, и правое колесо отлетело. Спустя долю секунды из-за резко возросшей нагрузки на остаток подвески сломалась и левая стойка. «Мы установили причину, как только машину доставили в боксы», – сказал главный конструктор младшей Скудерии Джорджио Асканелли. Хорошо, что хотя бы установили – есть надежда, что в гонке подобного не случится.

А если бы не было этой пятничной аварии и колеса на машине Буэми отлетели бы в воскресенье, в первом повороте после старта? Можно вспомнить, что год назад, почти сразу после происшествия в Венгрии (в голову Фелипе Массы попала деталь подвески от болида Рубенса Барикелло, и несчастный был отправлен в больницу на несколько месяцев), случилась еще одна трагедия – погиб сын чемпиона мира 1964 года Джона СертисаГенри. Парню, выступавшему в «Формуле-2», было всего 18 лет. Убило его колесо, отлетевшее от машины соперника.

Была ли у конструкторов «Торо Россо» возможность предупредить аварию, заметить дефект до поломки? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое пятничные тесты.

4,5 ЧАСА НА ВСЕ

Много лет боссы ФИА и «Формулы-1» ведут политику сокращения расходов команд. Именно поэтому запрещены тесты по ходу сезона, а предсезонные сокращены до полутора месяцев. По сути, гонщики могут опробовать машину на каждом автодроме в боевых условиях только в пятницу и субботу за три полуторачасовые тренировочные сессии. За это время надо успеть не только подобрать оптимальные настройки, но и опробовать технические новинки, которые у большинства команд появляются перед каждым этапом. Причем речь порой идет о базовых элементах конструкции. Повлиять на характеристики той же стойки подвески могла, например, иная тормозная система. Перераспределили инженеры тормозное усилие, например, увеличили нагрузку на переднюю ось – и стойка не выдержала. Предсказать такое методом компьютерного моделирования или на заводских стендах порой нельзя. Нужна кропотливая работа над реальной машиной на реальном треке. Выполнить ее за четыре с половиной часа перед гонкой (не забывая о прочих настройках) не всегда удается.

Не берусь утверждать, что инженеры «Торо Россо» что-то меняли в болиде Буэми, но ведь на первых трех «Гран-при» колеса у швейцарца, как и его партнера Хайме Альгерсуари, не отлетали. Может, будь в команде возможность более детально и подробно протестировать машину, дефект бы заметили куда раньше? И не смотрели бы мы сейчас на перепуганного 21-летнего швейцарца, оказавшегося на волосок от смерти. Не прокручивали бы в который раз кадры, как от его болида разлетаются колеса, чудом не попавшие в соперников, зрителей и судей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Пилот «Торо Россо» Себастьян БУЭМИ:

– О том, что случилось во время первой тренировки, могу сказать немного. Я тормозил, колеса отвалились – вот и все. Физически со мной все в порядке. Хотя, конечно, я сильно расстроен – ведь мы потеряли почти три часа тренировочного времени, пусть и не по моей вине. Постараюсь наверстать упущенное в субботу утром.

Технический директор «Торо Россо» Джорджио АСКАНЕЛЛИ:

– Авария Себастьяна произошла из-за дефекта правой стойки подвески: мы сразу это поняли, как только машину доставили в боксы. Проблема уже устранена – это подтверждает тот факт, что днем Альгерсуари проехал много кругов. Увы, восстановить болид Буэми ко второй тренировочной сессии мы не успели. На машине Себастьяна в начале утренней тренировки обнаружилась утечка жидкости из системы гидравлики в районе педального узла. В результате аварии серьезные повреждения получила коробка передач плюс надо было менять всю переднюю часть машины. Так что выпустить Себастьяна на трассу до конца дня, несмотря на все усилия механиков, не получилось.

Новости. Формула-1