Невезучий Ник. У нового партнера Виталия Петрова есть все, кроме удачи

«Ты что творишь, парень?! Ты ездить-то умеешь?!» — кричал Хайдфельд на Сакона Ямамото по окончании «Гран-при Китая»-2005. Сакон не понимал, в чем дело. Во-первых, он плохо говорил по-английски. Во-вторых, был ни в чем не виноват – Ник просто перепутал его с другим японцем Такумой Сато, который выбил Хайдфельда на последнем круге гонки. Даже с выбором объекта собственной ярости Нику не повезло, что уж говорить о карьере.
Невезучий Ник. У нового партнера Виталия Петрова есть все, кроме удачи
19 февраля 2011 11:17
автор: Николай Мысин

ФОРМУЛА-1
НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

«Ты что творишь, парень?! Ты ездить-то умеешь?!» — кричал Хайдфельд на Сакона Ямамото по окончании «Гран-при Китая»-2005. Сакон не понимал, в чем дело. Во-первых, он плохо говорил по-английски. Во-вторых, был ни в чем не виноват – Ник просто перепутал его с другим японцем Такумой Сато, который выбил Хайдфельда на последнем круге гонки. Даже с выбором объекта собственной ярости Нику не повезло, что уж говорить о карьере.

ЖЕРТВА МОНТОЙИ И РАЙККОНЕНА

Когда-то в юности Ник Хайдфельд являлся протеже босса «Макларена» Рона Денниса, выступал в младших «Формулах» за его команды и считался будущей звездой «королевских гонок». В 1998-м судьба нанесла ему первый удар.

До дебюта Хайдфельда в «Формуле-1» оставалось меньше двух лет. Ник вовсю гонялся в «Формуле-3000» (прообраз нынешней «GP2») и грезил о контракте с «Маклареном». Нику светило по крайней мере место тест-пилота в команде – если бы он стал чемпионом в младшей серии.

Но тут, как чертик из табакерки, выскочил Хуан Пабло Монтойя. Тучный колумбиец на финише сезона обошел немца. Хайдфельд, не выполнив требований Денниса, задержался в «Формуле-3000» еще на год – и этого-то года ему не хватило, чтобы попасть в «Макларен».

В 2000-м одновременно с Хайдфельдом в «Формуле-1» дебютировал Кими Райкконен. Мало кто ждал прыти от финна, которому Петер Заубер чуть ли не на коленях вымаливал суперлицензию у ФИА. Однако именно Кими так поразил воображение Денниса, что год спустя на замену уходящему Култхарду Рон позвал его, а не своего воспитанника Хайдфельда.

Так Ник, который с детства готовился выступать за «Макларен» и отдал «Серебряным стрелам» все юношеские годы, оказался в итоге им вовсе не нужен. И пошел в «Заубер» на замену Райкконену…

ЖЕРТВА КУБИЦЫ

Начались долгие годы каторжной работы и серых результатов. На таланте и трудолюбии Хайдфельд порой заезжал в призы, но о победах не мог и мечтать. Пока Кими радовал желтую прессу пьяными падениями с собственной яхты и штрафами за опасную езду, Ник женился, обзавелся тремя детьми и вел тихий образ законопослушного бюргера.

Но Райкконен регулярно выигрывал «Гран-при», подписал контракт на 30 миллионов долларов в год с «Феррари» и стал чемпионом мира. А Ник менял «Заубер» на «Джордан», «Джордан» — на «Уильямс», «Уильямс» — опять на «Заубер». Каждый раз Хайдфельд приходил в команду, которая только-только провела успешный сезон, но тут же прекращала бороться за победы. Ник словно стал черной меткой для «конюшен».

В 2007-м судьба дала ему еще один шанс. «Заубер», купленный «БМВ», превратился в топ-команду. Хайдфельд стал регулярно заезжать на подиум. В это же время раскрылся его партнер, недавний дебютант чемпионата мира… Роберт Кубица. И спустя год в Монреале поляк отпраздновал победу. А ведь выигрывать должен был Хайдфельд!

Сложно сказать, что произошло в Канаде, — была ли это командная тактика или очередная ухмылка судьбы над Хайдфельдом. Ник уверенно возглавлял пелотон, опережал Кубицу на 26 секунд, Роберта в свою очередь атаковал Алонсо. Но после очередной серии пит-стопов поляк оказался непосредственно позади Ника, и немец… пропустил партнера вперед. Кубица уехал к победе и окончательно укрепился в роли лидера команды, а Хайдфельд отошел на второй план – и в гонке, и в чемпионате.

ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ

Это было начало конца. Грянул мировой финансовый кризис, «БМВ» покинул «Формулу-1», «Заубер» провел неудачный сезон, после которого Кубица подписал контракт с «Рено», а Ник остался за бортом гонок. Вакансия резервного пилота «Мерседеса» дала ему возможность присутствовать в паддоке, но не на трассе. Лишь в конце прошлого года Хайдфельд провел несколько «Гран-при», заменив – опять-таки в «Заубере»! – уволенного Педро де ла Росу. На этом череда неудач Ника закончилась – он просто завершил карьеру.

И вот… новый поворот – в конце прямой на ралли в Италии, где Кубица на «Шкоде Фабиа» врезался в стальной отбойник и получил множество переломов. «Лотус-Рено» осталась без своего лидера. Заменить своего бывшего партнера пригласили как раз Хайдфельда. Последний шанс?

– Знаю, многие гонщики сами выходили на связь с «Лотус-Рено» после аварии Роберта, предлагали свои услуги, — рассказывал Хайдфельд. – Я об этом даже не думал. Но шеф команды Эрик Булье сам мне позвонил. На первых тестах я постарался сделать все, что мог, не допустил ни одной ошибки. И рад, что обеспечил себе контракт и теперь вновь выйду на старт «Гран-при».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ник ХАЙДФЕЛЬД

Родился 10 мая 1977 года в Мюнхенгладбахе (Германия).

Чемпион «Формулы-3000» (1999). Дебют в «Формуле-1» – 2000 г. Выступал за команды «Прост» (2000), «Заубер» (2001–2003), «Джордан» (2004), «Уильямс» (2005), «БМВ-Заубер» (2005–2010). С 2011 года – пилот «Лотус-Рено» (точный срок контракта зависит от возвращения Кубицы).

Провел 175 «Гран-при». Лучший результат – 2-е место. Поул-позиции – 1. Быстрые круги – 2. Подиумы – 12. Очки – 225.

Лучшее место в чемпионате мира – 5-е (2007).

А В ЭТО ВРЕМЯ…

ПЕТРОВ – 12-й НА ТЕСТАХ В БАРСЕЛОНЕ

В Барселоне завершился первый день очередной тестовой сессии. Пилоты команды «Лотус-Рено», Виталий Петров и Ник Хайдфельд, из-за проблем с программным обеспечением болида проехали только 47 кругов на двоих и заняли места в конце итогового протокола.

СТАТИСТИКА

Барселона (Испания). Первый день тестов. 1. Феттель (Германия, «Ред Булл») – лучшее время 1.24,374 (37 кругов). 2. Алонсо (Испания, «Феррари») – 1.25,485 (101). 3. Альгерсуари (Испания, «Торо Россо») – 1.25,638 (57)… 12. Петров (Россия) – 1.35,174 (20). 13. Хайдфельд (Германия, оба – «Лотус-Рено») – 1.44,324 (27).