Читерству «Макларен» пришёл конец. В Формуле-1 выпустили новую техническую директиву

Вторая половина прошедшего сезона в самой престижной мировой серии автогонок была ознаменована тем, что некоторые топовые команды боролись с излишней гибкостью передних антикрыльев своих конкурентов. Так, «Ред Булл» и «Феррари» просили определённый орган проверить детали «Макларена» и «Мерседеса» на соответствие техническому регламенту. Их не устроило то, что крылья излишне отгибались, что давало машинам определённое преимущество.
Переднее антикрыло является одним из ведущих элементов формульного болида. Переработка этой детали несёт за собой ряд ключевых аэродинамических изменений, которые сказываются на всей машине. Избыточная гибкость этого элемента позволяла командам использовать больший угол атаки при меньшей скорости и меньший угол при большей скорости. Это позволяло завозить в медленные повороты больше прижимной силы, а в быстрые повороты, наоборот, больше, что помогало избежать ряд проблем.
Современные болиды Формулы-1 требуют скрупулёзной работы над балансом. Для того чтобы попасть в необходимые настройки, тест-пилоты команд проводят огромную работу на симуляторах, после чего данные переносятся уже на реальный трек. Каждая трасса имеет свои особенности, приспособиться к которым может не каждая машина.

Как правило, полностью идеального болида, которому подходили бы все трассы, просто не существует. Команды определённо стараются к этому прийти, но обычно у каждой из них есть перечень треков, где их машина хороша, а где, наоборот, страдает. Гибкие антикрылья помогали решить и эту проблему, делая болид универсальнее.
В 2024-м все жалобы команд ни к каким санкциям не привели. Да, в ФИА провели дополнительные тесты, однако тогда организация сообщила, что все команды действуют в рамках технического регламента. Правда, в Международной автомобильной федерации в том же заявлении сообщили, что требования к передним антикрыльям ужесточать не собираются, но теперь время, видимо, пришло.
31 января 2025 года в ФИА подтвердили информацию, что тесты на гибкость и переднего, и заднего антикрыла будут ужесточены. Если новые требования к задним антикрыльям будут предъявлены с самого начала сезона, то изменения, касающиеся переднего крыла, вступят в силу лишь с 30 мая. Согласно обновлённой директиве TD018, максимально допустимый прогиб переднего антикрыла уменьшится на треть – с 15 мм до 10 мм.

«После дополнительного анализа, проведённого департаментом ФИА по одноместным автомобилям по завершении сезона-2024, мы пришли к выводу, что в 2025 году вопрос гибкости аэродинамических элементов больше не должен становиться предметом разногласий.
Чтобы этого добиться, мы расширим тестирование заднего крыла уже с начала сезона, а проверки переднего крыла введём с Гран-при Испании. Такой поэтапный подход позволит командам адаптироваться без необходимости срочно менять детали», – заявил представитель ФИА изданию Motosport.
Только во всей этой истории есть небольшая загвоздка. Команда «Макларен», которую не просто ловили на читерстве в излишнем изгибе и переднего, и заднего крыла, но и заставляли даже менять последнее по ходу сезона, не только поддержала эту техническую директиву, но и стала одним из её инициаторов. Выглядит как игра против себя, если учитывать тот факт, сколько аэродинамического преимущества в теории могут давать эти самые антикрылья.

Чем можно объяснить такое поведение «Макларена» пока непонятно. Вносить правки в правила, которые лишат их преимущества, выглядит совсем глупо, особенно в тот момент, когда существованию текущего регламента остался лишь год, ведь с 2026-го Формула-1 перейдёт уже на новый. Возможно, у команды уже подготовлен какой-то ход конём, а может быть, им просто поставили какой-то ультиматум.
В любом случае своим решением ФИА ставит многих конструкторов в трудное положение. Теперь им придётся не только работать над машиной под новый регламент, но и дорабатывать старый болид под эту самую техническую директиву. Ударить в теории это может по не таким большим коллективам, ведь разработка новых антикрыльев понесёт дополнительные расходы, чей потолок никто не отменял.







