Смерть великого гонщика изменила автоспорт. Как четыре буквы спасли десятки жизней

Следующим этапом чемпионата мира «Формулы-1» будет Гран-при Остина в США. Это отличный повод вспомнить американский автоспорт, и естественно, «НАСКАР» (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Он, как и все автомобильные состязания, полон опасностей. Сложно создать условия, при которых машины несутся со скоростью 300 км/ч в полной безопасности. В таких обстоятельствах очень тяжело избежать аварий, учитывая специфику гонок серийных авто. В них участвуют от 36 до 40 болидов в одном заезде. На закате 20-го столетия, было создано новое устройство по защите пилотов. Гонщиками оно было одобрено далеко не сразу.
Непринятое изобретение
В 1985 году инженер и профессор прикладной биомеханики Роберт Хаббард совместно с гонщиком Джимом Даунингом создал систему защиты шеи и спины (HANS — Head and Neck Support). В 1987 году проект был запатентован. Его суть заключается в фиксации шеи и головы относительно туловища. Также она снижает нагрузку в области шеи и риск черепно-мозговых травм при авариях.

Двумя годами позже, были проведены краш-тесты, которые показали эффективность инновации. При лобовом столкновении, нагрузка на шею снижалась на 80% с использованием HANS. Однако, первые версии системы были очень большими и неудобными, и не пользовались спросом у пилотов. В связи с этим, разработка не нашла поддержки на производство среди крупных компаний. Роберту и Джиму пришлось основать собственную компанию Hubbard Downing Inc с целью продвижения и производства разработки.
Руководство исправит лишь могила гонщика
Первым, кто всё-таки решился признать новшество стало сообщество «Формулы-1». Это было связано с трагическим этапом в Имоле 1994 года. Субботняя квалификация повергла всех в шок. Из-за сломанного антикрыла, Ральф Ратценбергер влетел в бетонную стену на скорости 315 км/ч. Он погиб от перелома основания черепа. Воскресная гонка лишь усилила грусть. На седьмом круге, в повороте «Тамбурелло» разбился трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. У бразильца сломалась рулевая колонка в момент поворота, и он на скорости 200 км/ч врезался в стену. Он получил множество травм головы, это стало причиной его гибели.

Параллельно с этим, компания Мерседес признала HANS перспективнее чем разрабатываемые подушки безопасности. И лишь 7 лет спустя, до этого дошли в «НАСКАР». Причиной этому послужила трагическая гибель Дейла Эрнхардта, семикратного чемпиона в классе серийных авто. 18 февраля 2001 года на последнем круге «Дайтона 500» Стерлинг Мартин задел задний бампер машины Дейла. Эрнхардта вынесло на середину трассы и в него врезался Кен Шрейдер. Разница в скорости была колоссальной. Легендарный «Устрашитель» ехал со скоростью 257 км/ч и резко замедлился до 70 км/ч. Удар был мощнейшим. Он умер от многочисленных травм головы. Это последняя смерть в чемпионате «НАСКАР».

Смерти великого гонщика можно было бы избежать, но он, как и многие пилоты отказались от HANS. Они утверждали, что от системы защиты шеи и головы будет больше травм и проблем, чем без её использования. Даже после смерти Дейла, Марк Мартин заявил: «Я бы ни за что не стал его носить. Я лучше скрещу пальцы и пойду на риск». Руководство американских гонок не стало немедленно вводить HANS как обязательную экипировку, но поощряла спортсменов, кто надевал её. И только с 2003 года система стала применяться в гонках «НАСКАР» и «Формулы-1», а с 2008 года — во всех гоночных сериях под эгидой FIA. Некоторые убеждены, что авария Фелипе Массы на Гран-при Канады 2004, стала первым примером того, как поддержка шеи и головы спасла жизнь пилоту. В 2016 году Хаббард и Даунинг вместе с Хьюбертом Грамлингом из FIA были удостоены первой «Международной премии SAE за безопасность в автоспорте» за разработку HANS.
Тенденция повышения безопасности, к нашему несчастью, всегда связана с трагедиями. Ле-Ман 1955 — усиление подготовки медицинских служб и заградительных сооружений, изменение правил. Эрнхардт 2001 — изобретение HANS, Бьянки 2014 — создание HALO. Таких случаев было намного больше, это лишь малая часть. Очень жаль, что подобные разработки появились так поздно. Это могло бы спасти не один десяток жизней во всём автоспорте.





