Смерть великого гонщика изменила автоспорт. Как четыре буквы спасли десятки жизней

«НАСКАР» долго не внедрял новую технологию. Первыми это сделали в Формуле-1, после гибели Айртона Сенны.
news

Следующим этапом чемпионата мира «Формулы-1» будет Гран-при Остина в США. Это отличный повод вспомнить американский автоспорт, и естественно, «НАСКАР» (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Он, как и все автомобильные состязания, полон опасностей. Сложно создать условия, при  которых машины несутся со скоростью 300 км/ч в полной безопасности. В таких обстоятельствах очень тяжело избежать аварий, учитывая специфику гонок серийных авто. В них участвуют от 36 до 40 болидов в одном заезде. На закате 20-го столетия, было создано новое устройство по защите пилотов. Гонщиками оно было одобрено далеко не сразу.

Приветственный фрибет от Марафона: 5000₽

Реклама 18+

Непринятое изобретение

В 1985 году инженер и профессор прикладной биомеханики Роберт Хаббард совместно с гонщиком Джимом Даунингом создал систему защиты шеи и спины (HANS — Head and Neck Support). В 1987 году проект был запатентован. Его суть заключается в фиксации шеи и головы относительно туловища. Также она снижает нагрузку в области шеи и риск черепно-мозговых травм при авариях.

HANS-foto-hansdevice.com.webp
Источник фото: hansdevice.com

Двумя годами позже, были проведены краш-тесты, которые показали эффективность инновации. При лобовом столкновении, нагрузка на шею снижалась на 80% с использованием HANS. Однако, первые версии системы были очень большими и неудобными, и не пользовались спросом у пилотов. В связи с этим, разработка не нашла поддержки на производство среди крупных компаний. Роберту и Джиму пришлось основать собственную компанию Hubbard Downing Inc с целью продвижения и производства разработки.

Руководство исправит лишь могила гонщика

Первым, кто всё-таки решился признать новшество стало сообщество «Формулы-1». Это было связано с трагическим этапом в Имоле 1994 года. Субботняя квалификация повергла всех в шок. Из-за сломанного антикрыла, Ральф Ратценбергер влетел в бетонную стену на скорости 315 км/ч. Он погиб от перелома основания черепа. Воскресная гонка лишь усилила грусть. На седьмом круге, в повороте «Тамбурелло» разбился трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. У бразильца сломалась рулевая колонка в момент поворота, и он на скорости 200 км/ч врезался в стену. Он получил множество травм головы, это стало причиной его гибели.

airton-senna-foto-Getty-Images.webp
Айртон Сенна. Источник фото: Getty Images

Параллельно с этим, компания Мерседес признала HANS перспективнее чем разрабатываемые подушки безопасности. И лишь 7 лет спустя, до этого дошли в «НАСКАР». Причиной этому послужила трагическая гибель Дейла Эрнхардта, семикратного чемпиона в классе серийных авто. 18 февраля 2001 года на последнем круге «Дайтона 500» Стерлинг Мартин задел задний бампер машины Дейла. Эрнхардта вынесло на середину трассы и в него врезался Кен Шрейдер. Разница в скорости была колоссальной. Легендарный «Устрашитель» ехал со скоростью 257 км/ч и резко замедлился до 70 км/ч. Удар был мощнейшим. Он умер от многочисленных травм головы. Это последняя смерть в чемпионате «НАСКАР».

deyl-ernhardt-foto-Getty-Images.webp
Дейл Эрнхарт. Источник фото: Getty Images

Смерти великого гонщика можно было бы избежать, но он, как и многие пилоты отказались от HANS. Они утверждали, что от системы защиты шеи и головы будет больше травм и проблем, чем без её использования. Даже после смерти Дейла, Марк Мартин заявил: «Я бы ни за что не стал его носить. Я лучше скрещу пальцы и пойду на риск». Руководство американских гонок не стало немедленно вводить HANS как обязательную экипировку, но поощряла спортсменов, кто надевал её. И только с 2003 года система стала применяться в гонках «НАСКАР» и «Формулы-1», а с 2008 года — во всех гоночных сериях под эгидой FIA. Некоторые убеждены, что авария Фелипе Массы на Гран-при Канады 2004, стала первым примером того, как поддержка шеи и головы спасла жизнь пилоту. В 2016 году Хаббард и Даунинг вместе с Хьюбертом Грамлингом из FIA были удостоены первой «Международной премии SAE за безопасность в автоспорте» за разработку HANS.

5000₽ ФРИБЕТАМИ ОТ PARI

Реклама 18+

Тенденция повышения безопасности, к нашему несчастью, всегда связана с трагедиями. Ле-Ман 1955 — усиление подготовки медицинских служб и заградительных сооружений, изменение правил. Эрнхардт 2001 — изобретение HANS, Бьянки 2014 — создание HALO. Таких случаев было намного больше, это лишь малая часть. Очень жаль, что подобные разработки появились так поздно. Это могло бы спасти не один десяток жизней во всём автоспорте.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Формула-1