Выбил Михаэля Шумахера и приехал первым. Историческое чемпионство Жака Вильнёва

Имя Жака Вильнёва в Формуле-1 окутано ореолом трагической романтики и, одновременно с тем, до сих пор вызывает споры среди поклонников Формулы-1. Жак Вильнёв – выдающийся канадский гонщик, который стал чемпионом мира Формулы-1 в 1997 году. Сын легендарного гонщика Жиля Вильнёва, он оставил яркий след в истории автоспорта благодаря своим уникальным достижениям и харизме на трассе. Вильнёв известен своим нестандартным подходом к гонкам и смелыми маневрами, что сделало его одним из самых запоминающихся пилотов своего времени. История канадского автогонщика – это история о яркой вспышке таланта, о трудолюбии, принятии сложных решений для победы и о чемпионском титуле.
«Он дал мне управлять его вертолётом»
Рождение в семье Жиля Вильнёва должно было обязывать маленького Жака на жизнь в тени отца. Однако вышло совсем не так. Сам Жак рассказывал в одном из своих интервью о том, что отца видел редко и повышенного внимания и ответственности из-за своей родословной не ощущал.
Маленького Жака отправили в раннем возрасте в школу в горы, мальчик жил далеко от семьи и, как рассказывал сам, очень скучал. Когда всё-таки получалось проводить время с отцом, то эмоции у Жака были двоякие. Жиль Вильнёв, по рассказам сына, любил ставить его в неудобные, иногда опасные, ситуации. «Он дал мне управлять его вертолётом, когда мне было десять. Знаете, он просто отпустил штурвал и сказал: «Так, теперь твоя очередь». Большой стресс для 10-летнего. Это единственный тип воспоминаний о нём, что у меня остались», – рассказывал уже взрослый Жак.

Источник фото: Getty Images
Уже в сознательном возрасте Вильнёв поймет, что таким образом отец воспитал в нём силу воли, лидерские качества и бесстрашие. Все эти качества очень пригодились Жаку в будущем. Так, например, после смерти отца Жак полюбил лыжи и на склонах всегда выбирал самые опасные склоны, куда никто и не думал соваться.
Путь за чемпионским титулом
Любовь Жака к гонкам началась с картинга, в школе Джимма Рассела, и после этого Вильнёва было уже не остановить. Знаковый момент в карьере гонщика произошёл, когда в его жизни появился Крейг Поллок, который остался рядом с ним на долгие годы. В 1989 Вильнёв дебютировал в итальянской Формуле-3, после чего в 1992 перебрался в японскую Формулу-3, где занял 3-е место в чемпионате.
В молодого гонщика верили многие, но сильнее всех переживал за карьеру Барри Грин, который в будущем и помог Жаку. С 1994 года Вильнёв начал брать трофей за трофеем: после дебюта в Champ Car стал новичком в «Инди – 500», одержал первую победу на трассе «Роуд Америка» и выиграл чемпионат, одержав четыре победы.
Теперь уже на Жака взглянули не только как на сына легендарного Жиля Вильнёва, но и как на самостоятельного спортсмена, способного переписать историю автогонок. Формула-1 всерьёз заинтересовалась Вильнёвым младшим. Тогда Крейг Поллок заключил договор с Френком Уильямсом, предоставившим Вильнёву тесты, с которыми тот без проблем справился. Дальше Жаку оставалось только завоевать доверие и показать, на что он действительно способен. С этим гонщик справился без проблем, завоёвывая одну за другой победы на Гран-при Европы.

Источник фото: Getty Images
Начало великой «дружбы» и судьбоносное столкновение
Как известно, для того чтобы расти в любом деле нужна здоровая конкуренция. Или не очень здоровая. Так для Вильнёва, можно сказать, вечным конкурентом стал Михаэль Шумахер. Начало их схватки произошло в Бразилии, где Жак на полсекунды опередил Михаэля. Однако кульминация и развязка произошли на гонке в Хересе.
После прохода квалификации канадец получил поул и, казалось, занял выгодную позицию. Однако с места лучше всех сорвался Шумахер, которого соперникам приходилось догонять мучительно долгих для Формулы-1 46 кругов. И вот, Жак «на хвосте» у Шумахера и можно приступать к задуманному. Канадец пошёл на привычный обгон – в шпильке, по внутренней траектории с максимально поздним торможением и блокировкой колёс. В планах у Жака было «вынырнуть около Шумахера, когда тот уже перестанет смотреть по зеркалам».
Вильнёв заходит на поворот по внутренней траектории, занимая всё пространство поворота, но недостаточно опережает Михаэля для того, чтобы уверенно завершить задуманное. И, казалось бы, вот-вот канадец улетит на гравий на огромной скорости, потому что не вписывался в поворот должным образом. Но в последний момент колёса болида помогают Вильнёву заземлиться и выполнить задуманное – оттормозиться максимально поздно. После этого и произошло злополучное столкновение, в результате которого Шумахер выбыл из гонки, а Вильнёв приехал первым.

Источник фото: Sutton Motor Sport Images
«Я всю гонку провёл за Шумахером, изучая, в каких местах трека он быстр, а в каких чуть сдаёт. В итоге я понял, что в шпильке я на каждом круге торможу намного позже него. Намного – может, метров на 10 позже. И я знал, что должен был атаковать всего на двух следующий кругах после последнего пит-стопа, когда у меня была самая свежая резина.
Собственно, тот круг, на котором я пошёл в атаку, был последним, на котором у меня оставалась возможность для обгона. И когда я поравнялся с ним и не почувствовал толчка, я не мог поверить: «О, вау, он не врезался в меня!» Спустя полсекунды я почувствовал удар и понял – а, вот теперь да. Машина подпрыгнула в воздухе», – рассказывал об этом моменте Вильнёв в одном из своих интервью.
В тот момент, ещё до финиша, был вынесен первый вердикт – момент был признан исключительно гоночным. Однако спустя две недели момент решили пересмотреть. Новых материалов, как оказалось, ни у кого тогда не появилось, однако после просмотра старых было решено – столкновение считалось преднамеренным. Огромный шквал осуждения и порицания обрушился на Шумахера.
«Если уж на то пошло, то Жак проскочил мимо меня и даже не пытался притормозить. Моей естественной реакцией было захлопнуть калитку у него перед носом. Мы оба шли ва-банк, но правил, замечу, не нарушали. Я коснулся машины Жака совершенно случайно, и, кстати, считаю, что если бы не этот манёвр, Вильнёв сам бы по инерции вылетел на обочину. А так удар помог ему остаться на трассе», – заявил Михаэль в интервью второму каналу немецкого телевидения.

Источник фото: Getty Images
В тот год Жак Вильнёв стал чемпионом Формулы-1, выиграв 7 гонок и опередив Михаэля Шумахера в напряжённой схватке. В 2006 году канадец завершил свою карьеру в чемпионате, но не перестал появляться на гоночных сериях. Вильнёв комментирует гонки, появляется на канадском телевидении и даже успел попробовать себя в музыке, выпустив несколько альбомов в жанре рок.