Вспомните Скобрева! Комментарий к ситуации с увольнением корейского тренера сборной России
Решение о смене тренерского штаба в сборной России по шорт-треку вызывает столько вопросов, что больше похоже на истеричное шарахание, нежели на продуманную смену курса.
На Олимпиаде в Ванкувере наши конькобежцы совместно с мастерами шорт-трека завоевали одно серебро и одну бронзу. Все это принес в копилку один человек – Иван Скобрев, не от хорошей жизни готовившийся за границей под руководством итальянского тренера.
- Был момент: подумал, что не добьюсь большего в спорте, - рассказывал в Канаде Скобрев нашему обозревателю Андрею Ванденко. - Потом попал в руки к Маурицио Маркетто, и вдруг выяснилось, что предыдущие десять лет я неправильно жил и работал. В первые месяцы в Италии с ног валился, по пять раз за день спать ложился, чтобы хоть чуток восстановиться, и все равно из сил выбивался. Подъем в семь утра, через пятнадцать минут завтрак, в восемь начинается занятие. Если это велосипедный сбор, крутить педали будем не менее трех часов и проедем сто километров минимум. Потом три часа силовых упражнений. Вечером – прыжковая тренировка. Ты и так уже на высоте 1800 метров над уровнем моря находишься, а тебя еще, блин, заставляют в гору фигачить!
Если уж в коньках, имеющих в России громадные (в том числе – победные) традиции, нас с ведущими державами разделяет такая пропасть, то что уж говорить о шорт-треке, где мы никто и звать нас никак? Поэтому когда в августе прошлого года президент Союза конькобежцев России (СКР) Алексей Кравцов отправился в Корею рекрутировать Джимми Джена, это казалось абсолютно логичным.
- Джимми Джен считается одним из сильнейших корейских тренеров, - нахваливал его тогда Кравцов (сравните с его нынешними словами о корейце) – Корея же в мировом шорт-треке – как Голландия в мировом конькобежном спорте. Именно там сосредоточено все самое лучшее – методики, технологии, кадры. В прошлом олимпийском цикле Джимми ассистировал в сборной США своему соотечественнику Джа Чун Чу. И американцы выиграли в Ванкувере шесть медалей – две серебряные и четыре бронзовые.
- В России я вынужден практически переучивать спортсменов бегать на коньках, - говорил Джимми Джен уже через месяц после удачно завершившихся переговоров с Кравцовым. - Я заставляю их забыть то, что они делали раньше, и учу совершенно новым непривычным для них вещам. Рано или поздно это даст результат. Но в первую очередь я уделяю внимание вопросам дисциплины, режима дня и питания. Режим дня у нас очень необычный для России. Подъем в 5.20. Туалет, легкий завтрак (как правило, хлопья с молоком) прямо в номерах, так как столовая в Новогорске открывается в 7 утра. В 6 начинается сухая тренировка. Она длится час. В семь - тренировка на льду. Она уже длится два часа. Потом, с девяти до половины десятого, иногда чуть больше опять сухая тренировка. Как правило, это бег, растяжка, работа в тренажерном зале. В 12.30 у нас обед. В два часа дня начинается вторая тренировка. То есть восемь часов тренировок каждый день (четыре на льду, и четыре часа сухой тренировки), кроме среды, субботы и воскресенья. В среду и субботу у нас нет вечерней тренировки, воскресенье - полностью выходной.
График не сахар, но наших спортсменов даже это, видно, не проняло: на домашнем этапе Кубка мира в феврале они выступили настолько вяло, что «Жесткий» Джен ввел новые меры: «Весь следующий сезон тренировочный процесс пройдёт без выходных и отпусков. Даже два дня перерыва могут сильно повлиять на результат».
Таким образом сложно поверить, что методы корейского тренера были неизвестны его начальству. Более того – их, видимо, одобрили, коли после этого он продержался на своем посту семь месяцев. Почему же теперь мы вдруг больше не доверяем тренеру, за спиной которого громкие победы, а покупаемся на жалобы ничего не выигравших спортсменов и пожалевшего их Анатолия Брасалина? Если это принципиально поменявшаяся позиция, то почему для смены курса выбран такой «подходящий» момент – старт сезона на носу!? Или здесь замешаны личные обиды? Или наличествует неумение грамотно разрулить конфликт в коллективе? Что бы это ни было, но на фоне неуклонно надвигающейся домашней Олимпиады-2014, происходящие в сборной по шорт-треку события навевают самые грустные мысли.
P. S. Мы, кстати, повсеместно слышим, что тренеров сборных у нас теперь назначает государство в лице Министерства спорта. А при их увольнении спрашивать позицию государства, получается, не обязательно?