«Факел» светит ярче всех

Концовка нынешнего снегоходного сезона заметно отличалась от финиша сезона-2007. И не только тем, что 20-градусный мороз с ветерком сменил прошлогоднюю оттепель. Приполярный Новый Уренгой принимал первый в истории отечественных снегоходов суперфинал чемп
news

КРОСС НА СНЕГОХОДАХ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Концовка нынешнего снегоходного сезона заметно отличалась от финиша сезона-2007. И не только тем, что 20-градусный мороз с ветерком сменил прошлогоднюю оттепель. Приполярный Новый Уренгой принимал первый в истории отечественных снегоходов суперфинал чемпионата России по классическому кроссу.

Если прежде чемпионат насчитывал несколько этапов, то на этот раз гонщики выяснили свои отношения за два дня. И определили они не только абсолютного чемпиона, но и лучшую команду среди федеральных округов. Именно округа в этом турнире пришли на смену клубам, в жестких разборках между которыми раньше разыгрывались чуть ли не шекспировские страсти. Особенно между северными соседями – «Факелом» и «Ямбургом».

ПОБЕДА ЦЫБОВСКОГО ЧЕРЕЗ НЕ МОГУ

Впрочем, останься в этом сезоне клубный зачет – его без особых проблем выиграли бы гонщики «Факела». Один из бывших лидеров «Ямбурга» экс-чемпион России Владимир Ушаков, переехав в Тюмень, ныне выступает за тамошний «Техноактив». И пока явно не входит в число претендентов на медали.

Другой отличный мастер, экс-чемпион страны Максим Шевченко не восстановился окончательно после тяжелейшей травмы, полученной в позапрошлом сезоне. И его третье место в Новом Уренгое смело можно назвать большим достижением. Но реально бороться против двух «факелоносцев» – Алексея Цыбовского и Павла Захарова – ему было явно не по силам. Захаров в прошлом сезоне впервые примерил золотую корону. Причем ему в этом здорово помог на последнем этапе чемпионата именно Алексей, который не дал набрать необходимые очки Ушакову.

На сей раз сам Цыбовский считался явным фаворитом. На его счету были уже три триумфа за сезон – в чемпионате и Кубке страны в спринт-кроссе и Кубке по кроссу. Однако за пару дней до решающих стартов Цыбовский мог отказаться от важнейшего турнира – он серьезно застудил почки.

«Хотя настроение у меня самое боевое, хочу обязательно победить, но физическая слабость ощутима» – с такими словами Алексей отправился на первый финальный заезд. В нем гонщик так и не сумел, а может быть, и не слишком старался навязать борьбу Захарову.

А вот во второй день суперфинала Цыбовский куда больше напоминал самого себя: с одной стороны – агрессивного, с другой – тактически очень грамотного гонщика. Интенсивное лечение, похоже, сделало свое дело. Алексей в блистательном стиле выиграл два заезда подряд. И лишил Захарова титула сильнейшего «кроссовика» России.

РЕЙТИНГ ДЛЯ УНИВЕРСАЛОВ

Итак, Цыбовский выигрывает четыре крупнейших и престижнейших соревнования года. А его партнеру по клубу «Факел» и команде Уральского федерального округа Захарову остается утешиться первым общекомандным местом и, что куда боле важно, званием лучшего по рейтингу гонщика России сезона-2008.

С премудростей прошлогоднего новшества, которое так понравилось снегоходчикам, мы и начали подведение итогов всего сезона с президентом снегоходного комитета Мотоциклетной федерации России Александром Никитиным.

– На мой взгляд, система рейтинговых очков приживается в нашей дисциплине неплохо. При том ей всего два года от роду. Народ теперь внимательно вникает во все премудрости рейтинга – борьба ведь пошла за десятые доли очков. Рейтинг помогает, воспитывает ребят. Они стали больше прорабатывать формирование календаря на сезон. Куда лучше поехать, на какие старты направить свои силы и средства, ведь у каждого соревнования свой коэффициент.

Наиболее привлекательными для спортсменов по-прежнему остаются кросс и спринт, но снегоходчики, мечтающие о высоком итоговом рейтинге, должны успевать соревноваться и набирать очки и в других дисциплинах: кантри-кроссе, эндуро. Рейтинг ярко демонстрирует универсализм спортсмена, всю его жизнь в сезоне и общий уровень мастерства.

– И все-таки как мог непобедимый Цыбовский в итоговом рейтинге уступить Захарову?

– Паша сделал небольшой, но очень хитрый ход. После двух напряженных турниров в феврале по спринт-кроссу – Кубка России в Костроме и чемпионата в Ярославле – он на свой страх и риск (команда «Факел» пропускала эти соревнования) отправился на Трофей России по кантри-кроссу. На нем Захаров выступал под флагом «Атланта», и хотя занял лишь третье место, но набрал те самые очки, которые в итоге и помогли ему выиграть спор у Алексея. Кстати, в прошлом году у Павла было сразу два титула, а вот лучшим по рейтингу оказался Цыбовский.

Еще пример. Денис Рязанцев из Ярославля фактически только в этом сезоне начал свою настоящую жизнь во взрослых гонках; он впервые оказался и на суперфинале по кроссу в Новом Уренгое. Но с самого начала года Денис по крупицам зарабатывал рейтинговые очки (стал вторым на чемпионате России по эндуро, пятым – на Трофее России по кантри-кроссу. – Прим. ред.) и при определенных обстоятельствах мог оказаться даже выше Захарова. Но и третье место в рейтинге для способного парня – настоящий успех.

ФИНСКИЙ КАНТРИ-КРОСС В ПОДМОСКОВЬЕ

– Вы уже дважды упомянули Трофей по кантри-кроссу. Это что-то новое в снегоходном календаре?

– Это едва ли не любимое соревнование наших соседей – финнов. Они его называют «королевской гонкой». Очень любопытен и сам формат турнира, который мы провели 23 февраля в подмосковном Пушкине. Общий зачет складывается из двух стартов. Сначала это непосредственно кантри-кросс: несколько кругов по 10-километровой трассе исключительно на максимальной скорости, что делает его непохожим на эндуро.

Стартовый этап приносит первые финальные очки (победителю достается 25 баллов), а второй, классический кросс подводит общий итог. В результате получается, что в кантри-кроссе побеждает все тот же универсал, так как две гонки абсолютно не похожи друг на друга. Их роднит разве что более или менее одинаковое время прохождения.

А вот преодолеваются дистанции в абсолютно разной манере. Даже непрофессионалу понятно, что ехать по фактически неизвестной и при этом протяженной 10-километровой трассе – это не то же самое, что преодолевать стандартный, пусть и с куда большим количеством поворотов и трамплинов круг в 1000 метров.

Кстати, участники первого этапа получили возможность ознакомиться с дистанцией лишь во время единственного тренировочного круга – на профессиональном языке это называется показом трассы. К тому же погода 23 февраля была просто катастрофической. Таких ливней и летом-то не увидишь. Но мы заранее готовили трассу, наращивали снег. И ее не растопила ни гонка, ни дождь.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СНЕЖНОГО СЕЗОНА

– В прошлом году вы постоянно жаловались на отсутствие снега, его даже не хватало в Тюмени. А как на этот раз?

– Снега этой зимой было предостаточно везде, Питер и Москва, правда, из общего ряда выбиваются, но к этому уже привыкли. Более того, ту самую февральскую подмосковную гонку мы все-таки сумели провести достойно. Не говоря уж о других, запланированных календарем.

– Словом, завершившимся сезоном довольны?

– Общими итогами в принципе доволен. Во-первых, мы, как я уже заметил, провели все официальные соревнования. При этом в наиболее популярной дисциплине, кроссе, использовали новый формат. Это действительно было крайне интересно понять, как пойдут соревнования на уровне самих федеральных округов, ведь главной целью сезона было развитие снегоходного спорта в регионах, в округах.

Именно гонки на местах назвали тех гонщиков, которые затем в одном турнире, суперфинале, выявили сильнейшего «классика» России. Подобный эксперимент позволил и сэкономить командам средства. Считаю, пока мы идем в рост. Хотя и в этом сезоне не все шло гладко. Вот и поговорим на майской конференции снегоходчиков о некоторых не до конца решенных вопросах и проблемах.

– Что вы имеете в виду?

– Важно научить людей так называемой штабной культуре. Если вы проводите приличный турнир на местном уровне и у него уже по составу априори должен быть серьезный коэффициент, он обязательно должен попасть в заранее составленный календарь. Нельзя начислять очки постфактум – гонщики из других регионов, мягко говоря, не поймут.

А из конкретных неудач отмечу отсутствие в Новом Уренгое ряда представителей Санкт-Петербурга. Не хочу никого обвинять, однако так получилось, что перспективных, ярких питерцев Стряпана и братьев Быковых в Приполярье мы не увидели. Уже который год две самые мощные в спортивном и в финансовом плане команды – «Ямбург» и «Факел» – помогают другим конюшням в их приезде на Север на апрельское закрытие сезона. Вот и на этот раз «Факел» обеспечил не только самолет до Нового Уренгоя гонщикам из Центрального и Северо-Западного федеральных округов, но и размещение в городе. С транспортировкой же снегоходной техники у «Ямбурга» возникли накладки. Они в итоге вроде бы решились, но, как говорится, поезд ушел. А жаль. Вот поэтому, возможно, полного чувства удовлетворения нет.

ПИТЕР – В НАСТУПЛЕНИИ, ЯМБУРГ – В ОЖИДАНИИ

– Вы считаете, что питерцы смогли бы реально побиться на чужой трассе с тем же Цыбовским?

– Не исключаю, что тройка призеров в итоге осталась бы прежней, но не могу забыть тот фантастический второй заезд, который провел на Кубке страны по кроссу Андрей Стряпан. Именно в Кировской области он явил себя миру. Цыбовский и Захаров были вынуждены уступить невероятному напору и занимались лишь внутренними разборками. А Михаил Быков здорово себя проявил в кантри-кроссе. Трофей России в итоге заслуженно достался ему. Стряпан же в Пушкине занял второе место.

Еще мне лично хотелось бы, чтобы эти малые просто смогли побывать в нашей снегоходной Мекке – в Новом Уренгое. Надышались бы полной грудью, воздухом, атмосферой настоящего мужского спорта. Это как новая жизнь.

Санкт-Петербург действительно потихонечку подтягивается к лидерам. В этом есть заслуга и переехавшего из Ямбурга в Санкт-Петербург Вадима Троцая. Прибавьте к этому наличие в Северной столице потенциально сильных ребят. В том же Стряпане заложено многое. Он молод и одарен, был в свое время в призерах чемпионата России по мотокроссу по юниорам и юношам. К тому же на снегоходе уже не первый сезон. То же самое с Быковым.

Правда, с этими ребятами есть одна загвоздка. Когда катит, получается, они несутся – не догнать. Но чуть что не складывается – частенько бросают бороться. Необходимо подтягивать и технику езды. Все это приходит с опытом. Если ты постоянно настроен на работу, на достижение серьезной конечной цели, результат обязательно придет. А вот гонять тяп-ляп категорически нельзя.

– Похоже, у питерцев очень неплохие перспективы. А каковы они у «Ямбурга», потерявшего по разным причинам в последние годы ряд ярких гонщиков?

– Надеюсь, что небольшое отступление – лишь временное явление. Оно вызвано переездом Троцая в Санкт-Петербург, Ушакова – в Тюмень, а также тяжелой травмой Шевченко, который сегодня шаг за шагом пытается вновь войти в уже подзабытую роль лидера команды. А база у клуба по-прежнему серьезная, что и подтвердили новоуренгойские старты в рамках первенства России среди юниоров и юношей. В этих возрастных категориях равных «Ямбургу» нет. Так что «Факелу» почивать на заслуженных лаврах нельзя.

ОБЪЕДИНЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА

– Впереди конференция всех снегоходчиков России. Каким будет ее лейтмотив?

– Надеюсь, что мы – гонщики и клубы – продолжим объединение. Даже беглый анализ завершившегося сезона подтверждает, что мы на правильном пути. С введением турниров на уровне федеральных округов география стартов заметно расширилась. И это здорово. Региональные соревнования – это основа нашего будущего благополучия.

При этом важно, чтобы организаторы своевременно заявляли о своих планах. Тогда соревнования войдут в общий календарь, который должен быть единым. Там будет отражено все. А уж люди, клубы пусть сами заранее выбирают свои маршруты, планируют бюджет.

Надо от стихии переходить к системной работе, тем более что общий центр управления с каждым годом работает все слаженнее. Это, кстати, должно помочь и гонщикам, которые надеются на финансовую помощь в областных спорткомитетах, другую поддержку на местах.

Надо просить, требовать, но лучше это делать с хорошо продуманным и подготовленным календарем на руках. И тогда, возможно, мы увидим в суперфинале непобедимого в свое время Дмитрия Воженникова, бывшего кемеровчанина, а ныне красноярца, который в последние годы ограничивается только региональными стартами.

Новости. Зимние виды