«Лучше сломать ноги, чем шею». Репортаж cо старта регаты Volvo Ocean Race
Альбатрос и капоэйра
По набережной Аликанте, забавно шевеля клювом, шагал плюшевый альбатрос с бейджиком на шее - официальный маскот регаты. Многочисленные туристы охотно делали с ним селфи, любовались акробатическими приемами капоэйры в исполнении бразильских девушек, зажигательными танцами африканских коллективов, фокусами испанского мага, забирались в кабину чудо-грузовика Volvo, способного разогнаться до «сотки» за 4 секунды. Но большинство людей сосредоточилось возле семи 20-метровых карбоновых красавиц-яхт. Там шли последние приготовления к отплытию.
- Это крупнейшая парусная регата в мире наряду с олимпийским состязанием и Кубком Америки, - рассказывает гид Сара Перссон. – Но – самая экстремальная из них. Девять месяцев в открытом океане – не шутка! За один этап (1-3 недели) участники теряют по десять килограммов веса. Они обдирают в кровь ладони, рискуют жизнью, однако борются за победу до последнего.
Трагедия 2006 года
Признаться, слово «яхта» прежде ассоциировалось у меня с комфортом и вечным летом. Volvo Ocean Race ломает стереотипы. Стоит лишь спуститься в каюту, понимаешь: тут не до отдыха. Минимум пространства и света, жесткие двухъярусные гамаки вместо кроватей, металлический черный треножник с открытым «котелком» наверху – туалет.
- Им почти не пользуются, все ходят за борт, - улыбается Рууд ван Вирен, техник голландской команды AkzoNobel. – Тут и так дышится непросто. О душе, разумеется, и не мечтаем. Когда встретите спортсменов на суше после гонки – не обнимайте.
- А как с питанием?
- У нас с собой запасы сухой и замороженной пищи, такую обычно едят космонавты. Воду берем из океана - вот опреснитель. Алкоголь? Нет, что вы, из этого здесь только медицинский спирт.
- Каков график команды во время регаты?
- Четыре часа - работа, четыре – сон, четыре – режим standby, то есть «состояние готовности». Спят всегда головой вперед: при сильном толчке лучше сломать ноги, чем шею.
Летальные случаи во время Volvo Ocean Race действительно были. В 2006 году голландского яхтсмена Ханса Хорревотса смыло за борт во время шторма в центре Атлантики. Команда сумела достать тело из воды, но реанимировать 32-летнего спортсмена не удалось.
Ближайшие люди – в космосе
За время гонки яхты преодолеют 83 тысячи километров, сделав лишь 11 остановок и финишировав в конце июня в Гааге. Наиболее сложными станут маршруты в пределах Антарктики: от Кейптауна до Гонконга и от Окленда до Итажаи (Бразилия). На определенных отрезках лодки окажутся так далеко от суши, что ближайшие от них люди будут находиться на Международной космической станции. Неслучайно у каждого участника регаты (в команде около десяти человек, включая двух-трех женщин) заранее вырезан аппендикс. «Самим не верится, друзья, но все-таки бывает», - вспоминается песенка капитана Врунгеля из популярного советского мультсериала.
составляет стоимость постройки яхты, участвующей в регате Volvo Ocean Race. Расходы на всю гонку для одной команды – около 12 млн евро.
Кстати, за 44 года проведения гонки в ней дважды принимали участие представители нашей страны. В сезоне 1989/90 засветился экипаж из СССР на лодке «Фазиси», построенной в Грузии. Она заняла итоговое 11-е место (из 23-х). В 2008 году в регату заявилась яхта «Косатка», которую спонсировал питерский бизнесмен Олег Жеребцов. Он же был на ней баковым матросом. После третьего этапа «Косатка» снялась с соревнования. А жаль: финиш той гонки состоялся в Санкт-Петербурге.
«Советский спорт» благодарит компанию Volvo Car Russia за помощь в организации поездки в Аликанте.
Как начисляют очки
Победитель каждого этапа получает 8 очков (7+1 бонусное). Команда, пришедшая второй, - 6 очков, третья – 5, и т. д. На наиболее сложных этапах действует двойная система начисления баллов. Одно бонусное очко достанется и тому, кто первым достигнет мыса Горн – крайней южной точки Южной Америки, а также команде с наилучшим суммарным временем прохождения регаты.