«Покажи, что ты русский, не говоря, что ты русский». Как ZASPORT ломал стереотипы

В июле 2025-го завершилось восьмилетнее сотрудничество бренда ZASPORT и Олимпийского комитета России Восемь лет компания была официальным экипировщиком российских спортсменов. В Пхёнчхане наши олимпийцы были признаны самыми стильными в мире. Тот рейтинг составляла редакция авторитетного американского издания The Wall Street Journal.
Генеральный директор российского бренда спортивной одежды ZASPORT Николай Ступаков в эксклюзивном интервью «Советскому cпорту» рассказал:
- что в тренде у спортсменов в 2025-м;
- как санкции изменили бизнес-процессы;
- насколько сложно показать принадлежность к России в форме без символики;
- как российский рынок перестраивается без популярных западных брендов;
- какой ZASPORT видит экипировку будущего.
«Располагали цвета триколора как лучи восходящего солнца»
– В июле 2025 ZASPORT и Олимпийский комитет России по соглашению сторон расторгли договор. Как оцениваете годы сотрудничества?
– Мы подписали контракт с ОКР в марте 2017-го, и наша работа пришлась на очень непростой период: допинговые санкции, коронавирус, начало СВО. Спортсмены участвовали в Олимпиадах в нейтральном статусе, в Париж на Игры поехали всего 15 человек как индивидуальные атлеты. Интерес россиян к Олимпийским играм из-за неучастия российских спортсменов и отсутствия трансляций на федеральных каналах заметно снизился.
В 2023 году МОК приостановил членство ОКР, и это решение пока не отменено. И спортсмены, и мы стали заложниками сложной политической ситуации.

Учитывая все эти факторы, партнерство с Олимпийским комитетом не дало нам того маркетингового охвата, на который мы рассчитывали изначально. Но мы получили бесценный опыт, узнаваемость и стали частью истории современной спортивной России.
Несмотря на все ограничения в каждой олимпийской коллекции мы старались показать национальную идентичность нашей сборной - и это большая заслуга нашей креативной команды и комиссии спортсменов, члены которой выступали консультантами при создании экипировки.
Поддержка российских атлетов стала частью ДНК ZASPORT, и мы гордимся нашими социальными кампаниями с участием олимпийцев и инфлюенсеров.

– Что было самым сложным для вас как для экипировщика?
– Когда в 2017 году работа над коллекцией для Олимпиады в Корее была завершена, все согласования получены и состоялся показ экипировки, появилась новая официальная информация: из-за санкций спортсмены едут в нейтральном статусе и использование государственной символики, триколора запрещено.
Нам нужно было в кратчайшие сроки переделать уже готовую форму, а это 795 комплектов по 72 единицы в каждом. Причем произошло это прямо перед новым годом, но наша команда блестяще справилась с задачей. Более того, для выступления в Корее мы экипировали и Паралимпийскую сборную, откликнувшись на их крик о помощи: оказалось, что на Игры им ехать не в чем - одежда, которую они получили, не соответствовала заявленным требованиям.
В условиях запрета национальной символики мы стали чемпионами в игре «покажи, что ты русский, не говоря, что ты русский»: располагали цвета триколора как лучи восходящего солнца на экипировке к Играм в Японии, использовали принт со знаковыми географическими объектами нашей страны на форме для Игр в Китае.

С Олимпиадой в Милане, которая состоится в феврале 2026, не было ясности по участию спортсменов - и мы прошли «точку невозврата», когда нужно было разрабатывать и запускать коллекцию.
– The Wall Street Journal признал форму ZASPORT самой стильной на XXIII зимних Олимпийских играх в Корее. Рассматриваете ли вы возможность вывода бренда на международные рынки, например, в страны БРИКС? С какими сложностями можете столкнуться?
– Мы рассматривали выход на рынок Китая при содействии Российского Экспортного центра. Поддержка, которую оказывает РЭЦ, существенна, но мы решили пока сосредоточиться на российском рынке.
– Какие основные вызовы и возможности вы видите для брендов спортивной одежды в текущей обстановке, когда основные лидеры продаж (Nike, Adidas) ушли из России?
– Продукцию ушедших брендов можно без проблем купить на маркетплейсах и в торговых сетях, на рынке появились новые бренды из Китая, поэтому расслабляться российским производителям не стоит.
Мы занимаемся производством спортивной одежды с 2012 года, а в этом году запустили новую линейку Zasport One Team - это профессиональная технологичная экипировка для спортивных команд и клубов. Часть коллекции будет представлена и в наших розничных магазинах.

«Будущее – это интеллектуальная вторая кожа»
– Какие ключевые тенденции вы наблюдаете в дизайне и функциональности экипировки для спортивных команд? Многие западные компании, будто бы, последние годы только перерабатывают старые модели 90-х?
– Ностальгия, ретро-дизайн, новые версии архивных моделей действительно сейчас актуальны, но будущее - за высокими технологиями.
Представьте спортивную куртку, которая выглядит совершенно обычно. Минималистичная, красивая, вышитый логотип бренда. Никаких кнопок, никаких экранов, никаких видимых датчиков. Но вот вы надеваете её и начинаете тренировку. Встроенные датчики отслеживают активность вашего мозга. Датчики мышечной активности анализируют вашу биомеханику.
Встроенные чипы общаются с вашим смартфоном. Это не просто фитнес-трекер на запястье. Это интеллектуальная вторая кожа. Для профессиональных спортсменов оптимизируется восстановление и предотвращаются травмы. Система может распознать, когда тело переутомлено на неврологическом уровне и предложить восстановительные упражнения вместо интенсивной нагрузки. Звучит это как научная фантастика, но реальные примеры уже существуют.

– Как вы видите развитие ZASPORT в ближайшие годы?
– Несмотря на то, что слово «спорт» заложено в название нашего бренда, мы давно вышли за пределы спортивной индустрии - шьем и спецодежду, и одежду для медиков, и униформу для торговых сетей.
Сейчас время диктует новые запросы – есть большая потребность в адаптивной одежде. Мы понимаем важность занятий спортом для ветеранов СВО и, соответственно, необходимость создания для них линейки доступной, модной и технологичной спортивной экипировки.
Наша команда разработала спортивную форму специально для победителей кубка «Защитники Отечества» в рамках проекта «На крыльях», и мы были очень рады получить от ветеранов СВО позитивные отзывы. Мы только начали работать в этом направлении, и будем продолжать.
Что касается розничных торговых точек, то в следующем году мы продолжим перестройку офлайн-ритейла — это требование нового времени - и усилим присутствие на маркетплейсах. Последние годы показали, что способность к быстрой трансформации становится, пожалуй, самым важным качеством для выживания на рынке.

– По данным Analytic Research Group Zasport является абсолютным лидером по объему госконтрактов в российском спортивном ритейле. В чем ваше ключевое преимущество в тендерах?
– У нас большой опыт – более 13 лет – и наработанная база клиентов, которую мы постоянно расширяем. Для большинства заказчиков важно, чтобы продукция была произведена на территории РФ. Мы открыли в Башкортостане фабрику ZASPORT, она оснащена современным оборудованием ведущих мировых фирм-поставщиков. Это позволяет нам делать привлекательное ценовое предложение, отшивать широкий ассортимент товаров и оперативно вносить изменения в заказ, если потребуется.
– Какие проекты или контракты стали для вас наиболее значимыми в последние годы? Если говорить про 2025 год, из проектов нашего направления Zasport One Team — ХК Авангард», ФК «Балтика-2».
– Мы продолжаем сотрудничать с командами «Динамо» из разных регионов, женским ВК «Локомотив», Мособлспортом.
– Нет ли желания стать эксклюзивным поставщиком формы или экипировки для какой-либо российской профессиональной лиги? Например, сделать официальный мяч для РПЛ.
– Мы не занимаемся производства инвентаря, но идея интересная!





