Чемпион мира Сергей Карякин: Я бился с монстрами
СОБЫТИЕ ДНЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Золото в личном мужском турнире еще до старта многие отдавали россиянам. Ставили на двукратного олимпийского чемпиона Андрея Моисеева, на победителя этапа Кубка мира Александра Лесуна. Наконец, на одного из лидеров мирового рейтинга Илью Фролова. Но выиграл юный Сергей Карякин.
За что можно получить нагоняй от тренера, как определить честность лошади и чего нельзя делать на стрельбище – об этом чемпион рассказал «Советскому спорту».
— Сергей, спустя сутки после триумфа ощущаете себя чемпионом мира?
— Только что мой товарищ по команде Александр Лесун то же самое спросил: «Ты понимаешь, что ты – чемпион мира?» «Нет, — говорю, – не понимаю». Радостно, что смог прилично пройти пять видов в один день. Но то, что выиграл именно чемпионат мира, – еще не понял. Есть великие спортсмены, так и не выигравшие этот турнир.
— Андрей Моисеев, например.
— Например. Но ведь он – двукратный олимпийский чемпион.
— Так и у вас через два года Олимпиада в Лондоне...
— Это мечта.
«МЕНЯ РАСКУСИЛИ И СТАЛИ УБИВАТЬ»
— Не обидно, что вас заявили здесь только в индивидуальный турнир и не включили в командный? Так бы повесили на грудь еще одну золотую медаль…
— Абсолютно не обидно. Тренеры предпочли мне великого спортсмена. Андрей Моисеев выступил на чемпионате Европы лучше всех нас. К тому же Андрей так работал перед этим турниром. Увы, на первой же стрельбе он простоял больше минуты. Что до меня, то я пока еще очень молодой. Меня заявили в личный турнир. И я за это благодарен – я выступал среди монстров.
— Что же вам мешало раньше самому быть монстром?
— Всегда подводило фехтование. Я же еще недавно по юниорам выступал. А мужики по-другому фехтуют. Молодых тут не жалеют. Меня раскусили и начали убивать. На всех стартах, кроме этапа Кубка мира в Мексике, фехтовал плохо – набирал по 700 очков. Если прибавить к этой цифре 150 очков, этот результат уже тянет на призовую тройку. То есть надо было подтянуть фехтование.
— И подтянули. Здесь по итогам фехтования вы были вторым, набрав 900 с лишним очков. Откуда такое преображение?
— В полуфинале я выиграл первые три боя, в том числе у Андрея Моисеева, который считается очень сильным фехтовальщиком. А потом пошла серия неудач, и Моисеев мне говорит: «Ты вспомни, как фехтовал со мной, и делай все так же!».
— Однако на фехтовании тренер Алексей Хапланов вызывал вас «на ковер» после каждого боя…
— Все правильно. Мне нельзя было «бегать за фонариком» — лишь бы огонек, показывающий укол, был с моей стороны. Слова Хапланова: «Мне все равно, с каким результатом, главное, чтобы ты фехтовал правильно». Естественно, когда ты таким образом настраиваешься, все начинает получаться. И вот тут в голову начали лезть мысли о медалях… Я понимал, что после плавания буду в тройке или где-то близко к ней. Дальше конкур. А это Китай, и что тут за лошади – непонятно…
— Судя по идеальному результату в конкуре, лошади оказались хорошие.
— Сначала я попытался зажать лошадь под себя, чтобы она выполняла мои команды. И ничего не получилось. Лошадь оказалась честная. «Доверься ей – и она все прыгнет. Только не мучай ее» — это мне тренеры прямо перед выездом на арену подсказали.
«РЕШИШЬ СТРЕЛЯТЬ БЫСТРЕЕ – ПИШИ ПРОПАЛО»
— Итак, закончилось выступление на коне. Вы – лидер перед последним видом соревнований. О чем думали?
— На разминке понимал: как-то все быстро – первый год «в мужиках» и лидирую. И в то же время вспоминал мышцами, как надо обработать курок. Понимал, что как бы я ни бежал, если начну промахиваться, ничего не получится. Лучше уж попасть все 15 выстрелов и бежать чуть медленнее. На стрельбу настраивался очень серьезно. Особенно на первую стрельбу. Она идет с подбежки (первый огневой рубеж находится в нескольких десятках метров от старта. – Прим. ред.) – здесь и пульс поднят еще не работой, а мандражем. Проиграй я, это был бы серьезный удар по психике – упустить такой шанс. Поэтому на разминке старался работать так, чтобы подойти к зачетной стрельбе в идеальной форме.
— А другие проходят на разминке рубежи за 15 секунд…
— В этом и есть настрой – не смотреть на других. Твоя задача – сделать пять точных выстрелов. Чуть отвлекся, решил, что нужно стрелять быстрее, – пиши пропало. Подбегают люди, начинают стрелять, им что-то могут крикнуть, кто-то сам может после удачной стрельбы выразить эмоции… Если сможешь от этого уйти, все получится.
— У вас получилось?
— Не вполне. На последней стрельбе чисто машинально посмотрел на подбегающего Лесуна. Он закрыл первую мишень – я закрыл третью. Отвлекся – и тут же промахнулся. Но очень не хотелось доводить дело до того, чтобы судьба медалей решалась в финишном створе. Не знаю, откуда у меня взялись силы – двумя выстрелами две мишени закрыл. Остальное вы знаете: победа, поздравления, российский гимн.
— Вам вручили плюшевую панду. Кому подарите?
— Девушке. Созвонились по скайпу, я ей показал этот приз. Сказал, что это ее подарок.
— Обрадовалась?
— Конечно. Она очень любит зверушек.
«ФУТБОЛИСТЫ ЗА НАШУ ЗАРПЛАТУ И ШНУРКИ НЕ ЗАВЯЖУТ»
— Сергей, вы же из Самары. Там ведь и футбол есть, и хоккей еще недавно был приличный. А вы в пятиборье пошли…
— В хоккей я мог пойти. Даже играл на любительском уровне. Но папа пытался научить меня плавать на Волге, а потом решил, что пусть лучше в секции меня учат. Год я плавал, потом начал бегать – все это было еще не в сознательном возрасте. На первое свое первенство России по двоеборью – это плавание и бег – я приехал лет в 12 – и сразу выиграл. Потом вторую Россию, третью. Папа говорил, мол, это все несерьезно. Но потом я попал в сборную и выиграл чемпионат Европы по троеборью. Он сказал: ого, уже интересно. Учился я в гимназии № 1, но в 9-м классе пришлось переходить в училище олимпийского резерва. И с той поры спортом занимался профессионально и ставил на него больше, чем на учебу.
— Сейчас, наверное, не жалеете, что сделали выбор в пользу спорта?
— Но я ведь совсем учебу не забросил – сейчас перешел на 6-й курс Самарского государственного экономического университета.
— Тогда у меня к вам экономический вопрос. Можно ли зарабатывать пятиборьем, чтобы на жизнь хватало?
— Да, люди, работая в фитнес-центре, получают столько же! Но это не для меня. Если ты находишься рядом со сборной – то вполне можешь существовать на свои заработки, если жить с родителями и кушать на базе. Когда попадаешь в национальную команду, идут прибавки. А когда ты начинаешь занимать серьезные места на международных турнирах, уже получаешь нормальные деньги. Сумму, простите, не назову. Футболисты, правда, за такую зарплату и шнурки не станут завязывать. Это обидно. Конечно, хотелось бы спонсоров привлечь. Нас ведь показывают по телевизору, мы выигрываем. Могу сказать открыто: все наши атлеты готовы чуть ли не татуировку выбивать, чтобы рекламировать какую-нибудь фирму. Впрочем, мне грех жаловаться – я за счет спорта и в институте отучился, и армию отслужил.
— Вы еще и в армии служили?
— Конечно. Правда, в спортроте. Не понимаю, почему их стали прикрывать. У нас бы без этого никакого спорта не было. Потому что, если в 18 лет всех молодых спортсменов забирать в армию, представляете, чем бы это обернулось?
— Представляю. В 20 лет пришел из армии – и не вернулся в спорт.
— Люди, далекие от спорта, этого не понимают. Не понимают, почему их сын служит, а другой, который призывался вместе с ним, тренируется. Но он же на другое свое здоровье кладет.
— Кстати, об армии и оружии. Совсем скоро пятиборцам дадут в руки лазерные пистолеты вместо пневматики. Как вы к этому относитесь?
— Говорят, спортсмены будут экономить время – ведь лазер не нужно будет перезаряжать. Также не нужно будет иметь разрешение на оружие. Это все, конечно, хорошо. Но в России это может погубить пятиборье. У нас на базе в Северном все есть – скажут, стрелять из лазеров – у нас будут лазеры. А вот за пределами Москвы все находится на другом уровне. Хотя раньше регионы создавали вполне серьезную конкуренцию. Но сейчас там просто нет средств ни на что. Даже чтобы просто поехать куда-нибудь на сборы, на Кипр – нет денег.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей КАРЯКИН
Родился 5 января 1988 года в Самаре.
Мастер спорта международного класса по пятиборью.
Первые тренеры: Н.И. Карякин, О.В.Минеева, В.Д. Калинин.
С 2009 года тренируется на базе в п. Северный в Подмосковье.
Титулы: чемпион мира среди юниоров-2008, серебряный призер чемпионата мира-2009 в эстафете, чемпион мира-2010.
СТАТИСТИКА
Чемпионат мира. Современное пятиборье
Микст
1. Польша – 5560, 2. Украина – 5622, 3. Литва – 5594, 5. Чехия – 5574, 5. Россия (Стручкова/ Овчаров) – 5466.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
СТРУЧКОВА И ОВЧАРОВ – ПЯТЫЕ В МИКСТЕ
Российская пара Полина Стручкова – Валерий Овчаров стала пятой по итогам микст-эстафеты. Первые золотые медали в истории этого вида программы выиграла команда Польши.
Самой удачной дисциплиной для нашей мини-команды стал конкур, в котором россияне совершили минимум ошибок. Перед последним видом, кроссом, совмещенным со стрельбой, Стручкова и Овчаров были четвертыми, проигрывая лидеру – сборной Польши – всего 6 секунд, которые неожиданно превратились в 16, за то, что Полина и Валерий выступали в форме разного цвета, организаторы выписали им 10-секундный штраф.
Однако не слишком удачная стрельба и не самый быстрый бег на первом этапе эстафеты лишили нашу команду возможности побороться за награды.
— Мы и так прыгнули выше головы, — рассказала после финиша Полина Стручкова. – Перед стартом «комбайна» думали, что будем бороться за 7—8-е места, а оказались в пятерке.
Отметим, что в миксте, медали в котором разыгрывались впервые в истории чемпионатов мира, тренерский штаб российской команды выставил экспериментальный Состав: Валерий Овчаров не был заявлен на личный мужской турнир, а Полина Стручкова в женском турнире не прошла квалификацию.
В ТЕМУ
ЧТО ТАКОЕ «КОМБАЙН»
В ноябре 2008 года Международный союз современного пятиборья постановил: начиная с сезона-2009 изменить формат состязаний. Беговую и стрелковую дисциплины было решено объединить. Теперь атлеты должны пройти три огневых рубежа, после каждого из которых пробежать 1000 метров. На каждом стрельбище необходимо из пистолета, который со следующего года будет лазерным, поразить пять мишеней. Штраф за промахи не предусмотрен – количество патронов не ограничено, и пятиборцы стреляют до тех пор, пока не поразят все мишени. В отличие от биатлонистов, тащить оружие на себе спортсмены не обязаны – они оставляют пистолеты прямо на стендах.